Иран выберет лидера со второго захода


Второй тур президентских выборов в Иране пройдет впервые с 1979 г., когда в стране победила исламская революция. 24 июня иранцы должны будут выбрать между 70-летним аятоллой Хашеми Рафсанджани, который набрал в пятницу 21% голосов, и мэром Тегерана 49-летним Махмудом Ахмадинеджадом (19,48%). Интерес к выборам намного превысил прогнозы: голосовать, по данным МВД Ирана, пришло 63% от 47 млн зарегистрированных избирателей. Эксперты ожидали, что явка не превысит 50%. Президент в Иране – второе лицо в государстве после “вождя исламской революции”, которого выбирает съезд богословов. Победившего на выборах кандидата утверждает парламент. Президент назначает совет министров и координирует его работу.

Рафсанджани занимал президентский пост два срока подряд – с 1989 по 1997 г. Прежде тяготевший к консерваторам, на этих выборах он позиционирует себя кандидатом-центристом, обещает действовать в интересах национального бизнеса и налаживать диалог с США.

Ахмадинеджад назначен мэром Тегерана в 2003 г. Он обещает бороться с бедностью и коррупцией и укреплять традиционные исламские ценности. Возобновление диалога с США, по его словам, не поможет решить проблемы Ирана. Успех кандидата, который накануне голосования не входил даже в пятерку фаворитов, стал полной неожиданностью. The New York Times назвала его “ударом для иранского политического истеблишмента”. “Такого результата не ожидал никто”, – цитирует газета слова Хермидаса Давуда Баванда, эксперта по международному праву из Тегеранского университета. Поддержку Ахмадинеджаду обеспечило сельское население и городская беднота, поскольку он известный сторонник клерикального крыла власти, считает обозреватель Reuters Париза Хафези. Помог претенденту и рост антиамериканских настроений. США разместили вооруженные силы в соседних Афганистане и Ираке, а также настаивают на смене политического режима в Иране и закрытии ядерной программы, напоминает эксперт по Ближнему Востоку из Мичиганского университета Хуан Коул. В четверг Буш назвал иранские выборы “не отвечающими элементарным требованиям демократии”. Чем сильнее эта критика, тем крепче становятся позиции консерваторов в стране, считает один из руководителей реформаторской партии “Мошарекат” Мустафа Тайзаде.