Круиз для инвесторов


Аналитик Объединенной финансовой группы Натали Тибаева считает, что бумаги ДВМП намного интереснее для инвесторов, нежели ПМП и “Новошипа”. “Потенциал роста контейнерных перевозок намного больше, чем танкерных”, – говорит она. По словам Тибаевой, во всем мире доля контейнерных перевозок в общем объеме морского грузооборота составляет 14%, в Дании и Германии она доходит даже до 20%, в России же этот показатель составляет лишь 2%. “А ставки на танкерные перевозки после резкого скачка в 2004 г. в начале этого года снова упали”, – говорит она. Ибрагимов отмечает, что ДВМП привлекает инвесторов благодаря новой команде менеджеров, которая в 2003 г. сделала его прибыльной компанией. С ним согласен Михаил Ганелин, по словам которого менеджмент ДВМП серьезно работает над повышением капитализации компании и улучшением отношений с инвесторами. Он напоминает, что с начала прошлого года ДВМП получает значительную прибыль от компании “Русская тройка”, созданной совместно с РЖД. “Русская тройка” занимается доставкой грузов в Западную Европу от дальневосточных портов по территории России. А руководитель центра анализа конъюнктуры финансовых рынков Газпромбанка Сергей Суверов надеется, что интерес инвесторов к акциям морских пароходств может сильно вырасти, если правительство примет решение о приватизации “Совкомфлота” и его объединении с “Новошипом”.

Аналитики указывают, что сегодня тарифы на морские перевозки близки к рекордным значениям, продолжают расти тарифы и объемы контейнерных перевозок, которые в 1990-е гг. увеличились практически втрое. Аналитик “УралСиба” Марат Ибрагимов отмечает, что российский морской транспортный флот молод и у него больше возможностей для регулярной модернизации судов, что дает ему немалые преимущества перед иностранными судоходными компаниями. У крупных российских морских пароходств отличные финансовые показатели и высокая рентабельность – благодаря своим размерам они могут эффективно управлять издержками. Наконец, большая часть судов российского флота – это нефтеналивные танкеры, которые сегодня остро востребованы мировыми и российскими нефтекомпаниями.

Наиболее интересными российскими компаниями аналитики называют Приморское морское пароходство (ПМП), Новороссийское морское пароходство (“Новошип”) и Дальневосточное морское пароходство (ДВМП). С начала этого года акции ПМП выросли на 40%, “Новошипа” – на 57%, а ДВМП – на 38%. Индекс акций второго эшелона РТС-2 за тот же период повысился на 17%, а индекс РТС – на 20,8%. По оценке Марата Ибрагимова, потенциал роста акций ПМП составляет более 30%, а “Новошипа” – более 40%. Справедливо оцененными Марат Ибрагимов считает лишь бумаги ДВМП.

Аналитик “ЦентрИнвест Груп” Михаил Ганелин напоминает, что за прошлый год тарифы на танкерные перевозки выросли в три-четыре раза. Причиной стали ограничения Евросоюза на использование однокорпусных танкеров – большинство компаний весь прошлый год вынуждены были строить новые суда. Крупнейший российский танкерный перевозчик “Новошип” за счет этого серьезно улучшил свои показатели. А инвестиционная привлекательность бумаг ПМП выросла из-за того, что компания выиграла контракт на перевозку нефти, добываемой на месторождении “Сахалин-2”. Марат Ибрагимов считает, что катализатором роста акций ПМП могут стать и планы его руководства увеличить водоизмещение танкерного флота в полтора раза к 2007 г.