Не до покупок


“Дочки” “Газпрома” передадут государству 10,74% акций компании на этой неделе. Цену за этот пакет совет директоров “Газпрома” определил в 203,5 млрд руб. ($7,1 млрд). Но эти деньги монополия получит еще не скоро: схема финансирования сделки неясна до сих пор.

“Газпром” и чиновники уже начали прикидывать, на что можно потратить эти деньги. Монополия интересуется всем подряд: от литовского нефтеперерабатывающего концерна Mazeikiu nafta и долей в сахалинских проектах до “Сибнефти”. Топ-менеджеры монополии неоднократно отмечали, что концерн интересуется покупкой только тех активов, где мог бы осуществлять полноценный контроль. То есть на миноритарные пакеты “Газпром” размениваться не хочет. А финансовый директор “Газпрома” Андрей Круглов не исключал, что часть полученных за акции денег может пойти и на оптимизацию долгового портфеля “Газпрома.

Но, как выяснилось, у государства свой взгляд на то, как “Газпром” должен потратить $7,1 млрд. Президент Владимир Путин считает, что часть полученных средств “Газпром” должен потратить на газификацию отдаленных районов. “Мы договорились, что как минимум миллиард [долларов] компания выделит на дополнительную газификацию, и это будет серьезным шагом по газификации станы в целом, – заявил Путин на заседании президиума Госсовета в пятницу. – Правительству будет дано поручение вместе с компанией “Газпром” подумать о том, что в этом плане должно быть сделано в приоритетном порядке”.

Сотрудник “Газпрома” уверяет, что для его компании заявление Путина не явилось неожиданностью. “Это для нас не новость, мы в курсе подобных планов, – говорит он. – Вопрос газификации регионов неоднократно обсуждался, это согласованная позиция”.

По мнению экспертов, требуя от “Газпрома” инвестиций в газификацию, государство фактически вводит для монополии дополнительный налог со сделки. “Это можно было бы объяснить, если бы “Газпрому” предоставили определенные налоговые льготы, и сэкономленные деньги он вложит в газовые сети”, – рассуждает Сергей Глазер из Vostok Nafta. Директор Института энергетической политики Владимир Милов полагает, что теперь концерну придется отказаться от крупных покупок, например “Сибнефти”. Он называет решение инвестировать в газовые сети политическим. “Если правительство хочет заставить концерн потратить полученные от сделки деньги на профильный бизнес, уж лучше бы оно обязало “Газпром” инвестировать эти деньги в развитие добычи или строительство новых магистральных газопроводов”, – заключает эксперт.