Рубильник на двоих

Д. Гришкин

Но представитель Газпромбанка утверждает, что с банком вопрос о создании управляющей компании не обсуждался. “Мы категорически против назначения управляющей компании со стороны московского правительства, поскольку не видим причины для передачи вопросов управления в руки одного из акционеров”, – говорит он. Банк настаивает на защите прав миноритарных акционеров. Миноритариям “Мосэнерго” предложенная схема тоже невыгодна, считает Дэвид Херн, управляющий директор Нalcyon Advisors: “Я о ней не слышал, но считаю сомнительной – ведь непонятно, кто в этом случае будет отвечать за компании”.

Несколько недель назад Анатолий Чубайс в письме Юрию Лужкову предложил создать управляющую компанию, которой 50 на 50 владели бы правительство Москвы и РАО. Об этом “Ведомостям” рассказал топ-менеджер энергохолдинга, а чиновник мэрии подтвердил его слова. По замыслу Чубайса эта компания должна управлять всеми столичными энергосетями – теми, которые откололись от “Мосэнерго” в процессе энергореформы, и теми, что есть у Москвы. По оценке вице-президента банка “Траст” Андрея Зубкова, только сети “Мосэнерго” стоят около $3 млрд, примерно в ту же сумму чиновники оценивали “свою” часть.

Новой компании предлагается передать функции единоличного исполнительного органа для тепло- и электросетевой компаний, образуемых на базе столичной энергосистемы, а также для Московской объединенной энергетической компании. Чиновник московского правительства сообщил “Ведомостям”, что городские власти эту идею поддерживают. Предложение поступило Лужкову еще до энергоаварии в Москве. “После случившегося переговоры о создании единой управляющей компании активизировались”, – говорит чиновник московского правительства.

Чубайс и Лужков не раз ввязывались в драку из-за московской энергетики. Когда в 2001 г. РАО, не посоветовавшись с мэром, решило заменить тогдашнего гендиректора “Мосэнерго” Александра Ремезова на Аркадия Евстафьева, Лужков пригрозил разорить РАО ЕЭС и отдал приказ собирать материалы для банкротства холдинга. Столичный градоначальник не раз клеймил Евстафьева за отсутствие профильного образования и обвинял в непрофессионализме. При этом московские власти желали участвовать в управлении “Мосэнерго”.

В 2003 г. РАО пообещало помочь Москве получить контроль над сетевыми компаниями, которые откололись от “Мосэнерго”. Был подписан так называемый “пакт Лужкова – Чубайса” – соглашение, предусматривающее, что Москва и Московская область смогут получить контроль над сетями. По тому плану сетевые компании проведут для этого допэмиссии акций в пользу регионов, которые оплатят бумаги собственным имуществом (кабельными линиями и тепловыми сетями). Этому плану противится “Газпром”, доля которого в сетях в случае эмиссии будет размыта, и грозит ее заблокировать. “Новый план позволит выполнить соглашения Лужкова и Чубайса. А допэмиссию можно провести и позже”, – доволен московский чиновник.

Но альянс Лужкова и Чубайса разрушить разногласия о том, как управлять столичной энергетикой, допускают эксперты. Глава Института энергетической политики Владимир Милов думает, что обе команды одновременно руководить не смогут, а чья менеджерская команда будет верховодить в альянсе, пока не решено. Член совета директоров РАО ЕЭС не исключает, что это может быть совместная команда, но РАО может уступить руководство ставленнику Лужкова. Сотрудник РАО уточняет, что в энергохолдинге в конце мая создана специальная рабочая группа, которая до 1 июля должна определить все детали. “Но если в итоге РАО и Москва не договорятся об управлении, проект останется нереализуемым”, – предупреждает один из директоров РАО.