В ожидании бури


Рост цен на нефть слабо отражается на доходах российских компаний: в стабфонд изымается около 90% из каждого доллара сверх цены $25/барр. А вот у экспорта нефтепродуктов более щадящее налогообложение. Поэтому, отмечают аналитики Альфа-банка, “типичная интегрированная компания, которая вывозит [за рубеж] 70% совокупной продукции (50% в виде сырья и 20% в виде нефтепродуктов)... сохраняет за собой около 22% от каждого повышения нефтяных цен на $1”. А начальник аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский говорит, что прибыль от реализации нефтепродуктов в России может быть даже выше, чем при их экспорте, а внутренние цены на них растут вместе с мировыми. “Качество наших нефтепродуктов ниже, чем требуют западные нормы, поэтому Россия вряд ли поможет стабилизировать ситуацию на мировом рынке”, – считает аналитик. Но наши нефтяники готовы воспользоваться конъюнктурой. “ЛУКОЙЛ” в пятницу объявил, что вложит нефтепереработку и сбыт $2,6 млрд в ближайшие 10 лет. По словам вице-президента компании Дмитрия Тарасова, инвестиции будут направлены в 2006–2008 гг. на модернизацию НПЗ и повышение качества нефтепродуктов. (Использованы материалы DJ.)

В пятницу июльские фьючерсы на нефть взлетели в Нью-Йорке до $58,47 за баррель (+$1,89 к четвергу), причем в ходе торгов котировки добирались до $58,6. С момента создания биржи NYMEX в 1983 г. нефть еще никогда не стоила так дорого. Название “черное золото” она оправдала и на торгах на Международной нефтяной бирже в Лондоне. Цена контракта на нефть сорта Brent, впервые введенного в 1988 г., достигла максимума, поднявшись на $1,54 до $57,76.

За неделю нефть в Нью-Йорке подорожала почти на $5. Наблюдатели говорят, что все больше денег в рынок вкачивают хедж-фонды. Охладить его не смогли и страны ОПЕК, которые в среду решили с 1 июля увеличить квоты на добычу на 500 000 баррелей в день до 28 млн баррелей. При этом министр нефти Ирана Намдар Занганех заявил, что увеличение квот организацией, которая работает почти на пределе и в реальности добывает около 30 млн баррелей в день, – “это просто игра с цифрами”.

Картель не может серьезно увеличить добычу, особенно легкой, низкосернистой нефти, которая лучше подходит для переработки в топливо. Не входящие в ОПЕК страны -экспортеры тоже не радуют потребителей. В России нефтедобыча в январе – мае выросла всего на 3,2% по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. “Рынок боится нехватки нефти в будущем, боится, что в IV квартале предложение не будет удовлетворять возросший спрос”, – говорит Энтони Лернер, руководитель отдела энергетических фьючерсов в американской Arc Oil. По расчетам Международного энергетического агентства, в I квартале объем мировой добычи составил 83,8 млн баррелей в день, а в IV квартале спрос достигнет 86,4 млн. Цена декабрьского фьючерса в Нью-Йорке – $60,4.

Но и более близкие перспективы внушают опасения. Примерно через месяц в США начнется сезон ураганов – все помнят, какой урон они нанесли в 2004 г. нефтяным промыслам в Мексиканском заливе. Ураган “Иван” (назван по имени Ивана Грозного) привел к сокращению добычи в заливе на 25–30%, и США даже выделили нефть из стратегических запасов.

Цены на сырье растут также из-за нехватки перерабатывающих мощностей. “Стройте больше НПЗ, и вы решите половину проблем”, – взывал на саммите ОПЕК президент картеля шейх Али аль-Наими. С начала года фьючерсы на бензин в Нью-Йорке выросли почти на 50%, на мазут – на 34%, в Лондоне фьючерсы на дизтопливо подорожали на 47%. Между тем цена нефти выросла с начала года на 41% и 31% соответственно. “На прошлой неделе боялись, что не хватит мазута и дизтоплива, на этой – что бензина. В понедельник нефть может добраться и до $60”, – говорит Лернер.