Бензин подорожает


Чиновники давно думают, как сделать производство суррогатного бензина экономически бессмысленным. Правительство предложило обложить прямогонный бензин акцизом в 2657 руб. за тонну. В минувшую пятницу идею одобрил налоговый подкомитет Госдумы. Депутаты предложили включить соответствующую поправку в законопроект о размере акцизов на 2006 г. Но до этого чиновники должны придумать, как освободить от акциза прямогонный бензин, который используют в производстве нефтехимические предприятия, говорит руководитель налогового подкомитета Наталья Бурыкина (“Единая Россия”). В противном случае нефтехимики могут разориться, поясняет зампред думского комитета по бюджету Сергей Штогрин. Рентабельность их бизнеса не превышает 14–17%, а себестоимость продукции из-за введения акциза, по подсчетам нефтехимиков, вырастет на 12–27%.

Налоговики предлагают решить проблему с помощью вычетов. Сейчас акцизы на нефтепродукты уплачиваются на каждом этапе перепродажи топлива, а затем всем участникам цепочки, кроме конечного продавца, деньги возвращаются или зачитываются. В случае с прямогонным бензином Федеральная налоговая служба (ФНС) готова разрешить НПЗ и нефтехимическому заводу не платить акциз, если они “в определенный срок” предоставят документы о том, что сырье было использовано для производства, поясняет сотрудник ФНС. Но бизнесмены опасаются, что им все равно придется кредитовать казну. “Если мы не сможем вовремя собрать документы или их по каким-то причинам не примут налоговики, то акциз придется платить и ждать возврата денег”, – говорит сотрудник “Нижнекамскнефтехима”.

К тому же за другие виды нефтепродуктов предприниматели порой платят акцизы дважды, напоминает Штогрин. Например, в 2004 г. по Налоговому кодексу акциз на дизельное топливо составлял 1000 руб./т, а в реальности – если разделить полученную бюджетом сумму на количество произведенного топлива – 1222 руб./т. Если система зачетов будет давать сбои и с акцизами на прямогонный бензин, его производители переориентируются на экспорт – за вывозимые из страны товары акцизы вообще платить не надо, говорит Штогрин. Тем более что продажа сырья в России будет обременена получением свидетельств на операции с нефтепродуктами и создание на заводе налоговых постов, добавляет сотрудник “Газпрома”. В холдинг входит один из основных потребителей прямогонного бензина – “Сибурнефтехим”.

Альтернативный вариант предлагает Минфин. Проблем можно избежать, если повысить акциз на прямогонный бензин “чисто символически” – до 100 руб./т – и не проводить зачет, говорит чиновник министерства. Налоговики в этом случае смогут выявлять мошенников, а нагрузка на нефтехимиков вырастет незначительно – примерно на 390 млн руб. в год, подсчитал он. Это “гораздо лучше”, поскольку предприятия сохранят оборотные средства, поддерживает идею замгендиректора “Татнефти” Азат Ягафаров. Но “в любом случае” все дополнительные расходы на сырье производители включат в цену своей продукции, в том числе автомобильного бензина, предупреждает источник в “ЛУКОЙЛе”.