Британское чудо


Обозревая в “Ведомостях” все более или менее громкие гастрольные события нынешнего (достаточно урожайного по этой части) сезона, мне не однажды приходилось прибегать к употреблению превосходных степеней. Когда – повинуясь абсолютно искренним на тот момент ощущениям концертного послевкусия, иногда – в попытках выдать страстно желаемое за действительное, а порой – из уважения к заслуженным сединам былых кумиров, щадя ностальгические чувства свои и читателей. После того что случилось позавчера во Дворце спорта “Лужники”, возникает непреодолимое желание если и не взять все свои прежние слова назад, то по крайней мере подвергнуть их трезвой и решительной ревизии.

Как в целом, так и по каждому из своих составляющих (профессиональному, техническому, эмоциональному) шоу пионеров рейва стало новой точкой отсчета или, даже уместнее сказать, ground zero.

Можно – а перешагнув некий возрастной барьер, наверное, даже и нужно – относиться к творчеству тяжелых электронных танцоров с Британских островов без восторженного юношеского пиетета. Скорее всего, нет особой нужды и в периодическом возвращении к их творческому наследию с помощью домашних средств аудиовоспроизведения (быть может, за двумя исключениями – действительно слегка изменившими мир вещами Smack My Bitch Up и Voodoo People: они, разумеется, стали главными, по шляпку вбитыми гвоздями отчетного концерта). Более того: есть все резоны воспринимать этический “мессидж” беспрерывно “fuck`ающей” своих слушателей группы по меньшей мере с известной осторожностью. Но, сталкиваясь с этими феерическими живчиками в полутемной громаде зала, разрываемой мегатоннами звука и килобайтами света, устоять перед завораживающей, колдовской, дьявольской мощью их чар решительно невозможно.

Правильнее всего было бы уподобить творящееся в ходящих ходуном лужниковских стенах даже не гипнотическому коллективному бдению некоей мистической секты “трясунов”, но подлинному сеансу черной магии, причем без какого бы то ни было “последующего разоблачения”. Зал поддался ему сразу. С первых же секунд действа публику накрепко взял в оборот создатель, идеолог и модератор The Prodigy Лиам Хоулетт с его клавишно-компьютерно-космической установкой. А затем все полтора без малого часа зрителей подгоняли бешеными скачками и истошными голосами Максим Риэлити и Кит Флинт – двое людей-аккумуляторов, в совершенстве овладевших искусством сценической подзарядки друг от друга. (Днем ранее нечто сходное творилось и в санкт-петербургском Ледовом дворце – крикам души, поспешившим раздаться из фанатских интернет-форумов, теперь никак нельзя не доверять.)

В числе периодически бросаемых в аудиторию искрометными солистами лозунгов чего только не было – и в частности, тезис о тождественности сакраментальных voodoo people москвичам и россиянам. Танцевали – до полного изнеможения – практически все. Лихо, в едином порыве отплясывали и каждая из трибун, и большая часть VIP-сектора с местами по 4000–5000 рублей. Что уж говорить о танцполе, многоголовость и подвижность которого напоминала о временах стадионного расцвета русского рока.

К слову, после подобных концертов с грустью обнаруживаешь в себе крепнущие “антипатриотические” настроения. За последние годы русский рок растерял все остатки своего былого могущества (редкие исключения в лице “Гражданской обороны” – явно не в счет). А ведь казалось когда-то, в пору фильма “Асса” и ожидания перемен (это, кстати, была и пора рождения The Prodigy), что мы по этой части тоже не лыком шиты, что на родоначальниках жанра с Туманного Альбиона свет клином вовсе не сошелся. Однако далеко обскакала нас та заморская блоха, обладающая живостью Максима и Кита, а также энергией Лиама. И не то чтобы подковать, а просто-напросто не догнать ее русскому музыкальному Левше, несмотря на весь его потенциал. По крайней мере в обозримом будущем.