ЦИТАТА НЕДЕЛИ


Андрей Костин абсолютно честен: как клиент государство для него действительно бесполезно. Костину можно даже посочувствовать: в отличие от частных конкурентов акционер ВТБ не может даже держать в нем свои деньги. Уже несколько лет все бюджетные счета обслуживает казначейство.

Но свою бесполезность в качестве клиента государство с лихвой компенсирует в другой ипостаси, уже как собственник. По размеру уставного капитала – 42 млрд руб. – ВТБ оставил далеко позади всех конкурентов. Такой поддержки от своих владельцев не получал ни один российский банк.

До сих пор ВТБ хорошо распоряжался деньгами акционера, а его стратегия кажется рациональной: развитие розничного бизнеса под отдельным брэндом; акцент на инвестиционном бизнесе; захват новых рынок за счет скупки банков в странах СНГ; использование загранбанков для привлечения дешевых ресурсов и обслуживания зарубежных операций своих клиентов. За три года руководства Костина Внешторгбанк утроил активы, а в прошлом году заработал $440 млн чистой прибыли. Но вряд ли эти успехи были бы возможны без наличия такого акционера, как у ВТБ. Костин немного недоговаривает, заявляя, что ему нечего получить от государства, кроме капитала. Оно дает ему еще такой нематериальный актив, как административный ресурс.

Можно вспомнить, как ВТБ забирал банковский бизнес Внешэкономбанка: взяв самые лакомые активы, он оставил такие сомнительные, как $100-миллионный кредит ОРТ. Госбанк успешно переманивает к себе на обслуживание госструктуры. Один из недавних трофеев – счет службы судебных приставов. Или взять ту же сделку по покупке Гута-банка за символический, по словам Костина, миллион. Она была выгодна всем, даже ЦБ, который ее финансировал, ведь она помогла остановить кризис доверия. Вот только руководитель одного квазигосударственного банка сетовал, что не получил согласия на аналогичную сделку с шедшим ко дну “Диалог-Оптимом”.

По-настоящему бесполезным для ВТБ государство станет, только продав его акции. Расставшись с этим ценным активом, оно взамен получит другой, еще более полезный: более крепкую банковскую систему, чем сейчас, когда в ней доминируют госбанки.