Хорошо там, где мы есть


Жители России, Казахстана, Белоруссии и Украины не могут договориться, какое надгосударственное образование милее их сердцу. “Где бы вы хотели жить?” – спросили их социологи. В России, судя по результатам, больше изоляционистов: 30% опрошенных выбрали вариант “в своей собственной стране, без вступления в союзы с другими странами”, а на 3% меньше мечтают о “вновь объединенном СССР”. В остальных странах граждане не прочь интегрироваться в какой-нибудь союз. В Белоруссии 24% заявили о желании жить в странах Единого экономического пространства (ЕЭП), 22% выбрали “объединенную Европу” и лишь 21% – свою собственную страну. Симпатии жителей Казахстана тоже поделили ЕЭП (27%) и собственная страна (25%). А вот на Украине больше всего сторонников интеграции, которые выбирают между объединенной Европой (30%) и ЕЭП (26%).

Гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров объясняет свои данные тем, что “Россия – единственная самодостаточная страна”, а остальные три участника ЕЭП “вынуждены так или иначе искать путь интеграции”. К тому же россияне уже больше 10 лет регулярно слышат об интеграционных процессах, но на жизнь рядовых граждан они по-прежнему влияют слабо, говорит Федоров.

После президентских выборов украинцев стали гораздо подробнее информировать о Европе, рассказывает гендиректор киевской социологической компании Ukrainian Marketing Project Дмитрий Аграчов. “Европу перестали очернять и дискредитировать в СМИ, так что цифра в 30% уже не выглядит заоблачной, – считает он. – Но разделение общественного мнения на Восток и Запад по-прежнему очень сильно, поэтому и у идеи ЕЭП сторонников много”.

Белорусы “с трудом понимают”, что такое ЕЭП, но “голосуют” за него потому, что хотят торговать с Россией и Украиной, полагает руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса из Минска Ярослав Романчук. А единая Европа, по мнению Романчука, популярна среди тех, кто там бывал и видел, что там живут лучше.

Постсоветские страны “обречены жить вместе”, убежден пресс-секретарь председателя Союзного государства Белоруссии и России Иван Макушок, но, чтобы убедить в этом граждан каждой страны, нужны не декларации, а “действительно единые программы”. “Опрос показал прежде всего то, что население не знает про ЕЭП”, – возражает директор департамента международного сотрудничества Минпромэнерго Дмитрий Сухопаров. По его словам, чиновники с самого начала планировали “выйти на массовую аудиторию” и рассказать ей о преимуществах единого пространства, так что теперь будут больше общаться с россиянами.