СТРАНА ЧУДЕС: Норвежский гамбит


В день, когда цена нефти на Нью-Йоркской товарной бирже впервые за всю историю торгов перевалила через отметку $59 за баррель, Владимир Путин снова заставил публику задуматься о смысле бытия, а также о бренности всего сущего. Знаменательные слова были сказаны им на встрече с премьер-министром Норвегии Кьелль-Магне Бундевиком: “Мы знаем качество, опыт и возможности ваших газовиков и нефтяников. Если это соединить с нашими возможностями по запасам, с нашими интересами в Европе, эффект мог бы быть очень большим для наших стран и для Европы”.

Представляется, что при этих словах российского гаранта холодок побежал за ворот пиджаков многих видных представителей российских газовиков и нефтяников. Это что же – их “качество, опыт и возможности” уже не нужны? Их могут бросить на подъем села или – Господи помилуй – обтирать скамью Мещанского суда? Тут уж, конечно, эффект будет очень большим – для наших стран и для Европы.

На самом деле В. В. Путин практически дословно повторил слова бывшего министра по энергетике Игоря Юсуфова, сказанные им пять лет назад на встрече с норвежским коллегой Стеенснесом, когда два министра обсуждали перспективы Штокмановского месторождения. Тогда, как и в минувший понедельник, много говорилось об инвестициях: норвежских в Россию и наших – в Норвегию. Пять лет назад норвежская общественность, напуганная имиджем российских инвесторов середины 1990-х, взволнованно обсуждала покупку “ЮКОСом” двух подразделений норвежской компании Kvaerner, занимающейся производством и поставками оборудования для нефтегазового комплекса. Но, как выяснилось позже, страхи были беспочвенны, поскольку эти подразделения физически находились в Великобритании, и норвежцы успокоились. Вплоть до того времени, когда оказалось, что и у “ЮКОСа” есть норвежские акционеры, которым почему-то не нравится грабеж среди бела дня в рамках бескомпромиссной борьбы Генпрокуратуры с законными схемами минимизации налогов. Видимо, именно “качество, опыт и возможности” этих норвежцев теперь должны соединиться “с нашими возможностями по запасам”.

Вопрос – зачем? Не далее как на прошлой неделе все российское правительство в унисон неожиданно затянуло песню на известные слова Андрея Илларионова о наркозависимости страны от нефти. Про Норвегию, которая уникальным образом сочетает и принадлежность к лагерю стран – экспортеров нефти, и вхождение в клуб промышленно развитых стран (с ВВП на душу населения в $35 500 в год), от греха подальше вспоминать не стали. Российское правительство несчастно. Полтора года оно собиралось с силами и вот в прошлый четверг все-таки призналось в наркозависимости страны от нефти. Игорь Юсуфов уже не входит в кабинет, он – спецпредставитель президента по международному энергетическому сотрудничеству, и именно он, судя по всему, объяснял Путину про чужой опыт и наши возможности. Возможности-то у нас есть, у нас другое в дефиците: например, опыт, знания и умения, которые мы можем предложить другой стране в обмен на ее сырье.