ЦИФРА НЕДЕЛИ: 1,4%. Делиться надо


В мае годовые темпы роста в промышленности упали до мизерабельных 1,4%. Министры вынуждены объясняться с инвесторами, депутатами и Кремлем. Их объяснения (рост опасно приблизился к нулю из-за дурного инвестклимата и нежелания бизнеса вкладывать деньги в новые проекты) и прогнозы (подъем обязательно возобновится – вот они, новые точки роста) звучат правдоподобно. Ведь у Кудрина, Жукова и Грефа было время подготовиться.

Экономический блок правительства расплачивается за “структурный маневр”. Он начался в 2003 г. с резкого повышения налогов на нефтяников, создания стабфонда и атаки на “ЮКОС”. В прошлом году государство добивало компанию Ходорковского, отдав самый вкусный ее кусок “Роснефти”, свернуло раздачу месторождений и предупредило иностранцев, что к недрам их допустят только в сопровождении российских проводников и только как младших партнеров. Передача государству контрольного пакета в “Газпроме” выглядит как финальный аккорд. Кампания по защите достояния республики от посторонних доведена до конца. Добыча углеводородов в России вычеркнута из списка отраслей, которыми заправляет невидимая рука рынка, – частная инициатива здесь будет скрупулезно дозироваться.

Отныне русские нефть и газ – это инструменты большой геополитики. Увы, странам, рассчитывавшим на динамичный рост импорта нефти и газа из России. Увы, смежникам, наращивавшим производство вслед за ростом инвестиций в нефтянку. Русская нефтянка приравнена к ВПК, а управление ею – и почти четвертью российского ВВП – выведено из непосредственного подчинения экономических министров на манер силового блока правительства. Как результат инвестиции в нефтянку упали в 2004 г на 6,5%.

Допустим, политики были правы, снимая страну с нефтяной иглы. Но как они собираются наращивать экспорт, если не за счет нефти и круглого леса (за запрет экспорта “кругляка” высказался вчера Борис Грызлов)?

Убедительных рецептов, как обеспечить высокие темпы роста за счет подстегивания внутреннего спроса, пока не предъявлено. Последние лозунги “единороссов” – субсидирование процентных ставок по ипотечным кредитам, инвестиции в ЖКХ и строительство дорог – в абстракции, возможно, и неплохи, но в наших условиях нереализуемы без мощных побочных эффектов. Например, удешевление ипотечного кредита подстегнет цены на жилье, поскольку предложение и так не поспевает за спросом, а резкий рост дорожного строительства разгонит инфляцию производителей, что как минимум не повысит конкурентоспособность отечественных товаров.

И тем не менее правительству придется что-то из предложенного попробовать. Задача-минимум – научиться отбирать экономически полезные проекты, где государство будет делить инвестиционные риски с частником хотя бы пополам.