Один за всех


Вчера Минэкономразвития обнародовало свой план реформы корпоративного права на ближайшие три года. Чиновники рассчитывают с помощью новаций “повысить конкурентоспособность российских компаний, развивать фондовый рынок и улучшить правовое обеспечение в области концентрации и диверсификации бизнеса”, говорится в концепции. Значительная ее часть посвящена работе холдингов.

Сейчас каждый их участник – “самостоятельный субъект налогового права”, и вести консолидированный налоговый учет в России в отличие от зарубежных стран нельзя. Минэкономразвития предлагает разрешить группам компаний платить налоги и отчитываться перед чиновниками как единому налогоплательщику. Для этого в Налоговом кодексе должен появиться специальный режим. По закону о конкуренции группой компаний считаются любые организации, одна из которых владеет более чем половиной акций другой или контролирует больше 50% голосов в совете директоров. “Бизнес у нас функционирует группами, такие группы – это фактически одна компания и должны работать как единое целое, вести единую отчетность и перейти на единое налогообложение”, – поясняет чиновник Минэкономразвития.

Предложения не ограничиваются новациями в налоговом учете. Подчиненные Германа Грефа убеждены, что сделки между компаниями холдинга не являются предпринимательской деятельностью, а потому не должны облагаться налогом на прибыль. Его отмена закроет и проблему с трансфертными ценами, к которой давно пытается подступиться Минфин, считает сотрудник Минэкономразвития. Кроме того, многим бизнесменам, работающим в тени, будет выгодно раскрыть чиновникам данные о своих связях с другими компаниями.

В Минфине идею коллег приняли в штыки. Реформа “создаст громадные проблемы с точки зрения администрирования”, уверен директор налогового департамента министерства Александр Иванеев: “Сегодня компания входит в группу, а завтра ее продали – и как нам считать налоги?” Пострадают и регионы, которые недосчитаются доходов от налога на прибыль, ведь центры крупных холдингов, как правило, находятся в столице, считает он. Через месяц концепцию рассмотрит правительство. Чиновник Минэкономразвития надеется, что Минфин удастся переубедить.

Единый налоговый учет для холдингов принят “практически во всех развитых странах” – это “существенно снижает” налоговые риски внутри и “делает систему более прозрачной”, замечает партнер Deloitte Геннадий Камышников. Правда, напоминает он, там консолидация разрешена, когда холдинг владеет в своих структурах 100% акций.

Бизнесмены предложенным изменениям обрадовались бы. “Любая сделка внутри холдинга может иметь налоговые последствия, что в корне неправильно, – полагает финансовый директор крупной энергетической компании. – И чтобы избежать этого, приходится тратить много усилий, постоянно занимаясь оптимизацией”. Пока возможности платить налоги консолидированно нет, приходится реструктурировать свои активы, сводя их под одну крышу, поясняет он. Например, в ТНК-BP идет реструктуризация, в результате которой сдавать отчетность по МСФО и платить налоги будут не 600 компаний, а одна за всех, говорит представитель компании.