Он уволил Гринберга


Зарб настаивал на отставке Гринберга, потому что власти штата Нью-Йорк и федеральные регуляторы обвинили AIG в махинациях с отчетностью. Компания уже пересмотрела показатели за последние пять лет и уменьшила капитал на $2,3 млрд. Кроме того, AIG уволила нескольких топ-менеджеров, возложив на них вину за некоторые ошибки. Среди тех, кого обвиняет компания, и ее бывший руководитель. В ответ представители Гринберга говорят, что эту ответственность с ним должно разделить новое руководство AIG.

Внезапно оказавшийся не у дел 80-летний Гринберг сильно обижен на бывшего друга: Зарб, которому он помогал и в жизни, и в карьере, в трудную минуту предал его, устроив переворот в совете директоров. По словам человека, хорошо знакомого с обоими, вскоре после отставки Гринберг позвонил Зарбу, но разговор получился неприятным для обоих. “Ты создал великую компанию, и я понимаю, что ты чувствуешь”, – сказал Зарб, но это было не все. “Тебе придется привыкнуть к новым обстоятельствам и стоит поговорить с консультантами”, – добавил он. В ответ Гринберг заявил, что попытки его сместить погубят компанию. На этом разговор закончился, и с тех пор Гринберг и Зарб не общаются.

Этот разрыв – яркий пример того, что в нынешних условиях работа оттесняет дружбу на второй план. “Профессиональная ответственность оказывается важнее личных отношений, – говорит Чарльз Элсон, профессор корпоративного управления Университета Делавэра. – Когда-то директоров вознаграждали за преданность менеджменту, что бы ни случилось. Теперь же гораздо важнее их преданность акционерам и ответственность перед ними”.

И Гринберг, и Зарб родились в Нью-Йорке в семьях со скромным достатком. Они познакомились в 1970-х гг., когда только пробивались к вершинам финансового мира. Гринберг уже возглавлял AIG, которая в то время практически не была представлена на американском рынке, работая за рубежом. Зарб какое-то время был помощником Сэнфорда Уэйлла (нынешнего председателя совета директоров Citigroup), при Ричарде Никсоне и Джеральде Форде служил в администрации президента. Потом он перешел в инвестбанк Lazard. Один из банкиров представил его Гринбергу, и Зарб начал работать в AIG.

В 1988 г. Зарб вернулся в финансовую империю Уэйлла (нынешнюю Citigroup), возглавив ее брокерскую фирму Smith Barney. Она была миноритарным акционером Russian American Investment Bank, крупным пакетом акций которого владела AIG. И в начале 90-х гг. Гринберг пригласил Зарба посетить вместе с ним Россию, в том числе встретиться с президентом Борисом Ельциным.

В 1994 г. AIG выдала $200 млн нуждавшемуся в средствах страховому брокеру Alexander & Alexander, а его гендиректором по настоянию Гринберга стал Зарб. Возможно, он так и не узнал, что к его назначению приложил руку Гринберг, потому что должность ему предложил профессиональный хедхантер.

Гринберг не отказал Зарбу и когда тот решил помочь своей alma mater – Hofstra University в Хемпстеде. В 1994 г. университет назвал именем Зарба бизнес-школу, и он попросил Гринберга о пожертвовании. Гринберг согласился и выделил из средств учрежденной основателем AIG благотворительной организации Starr Foundation $4 млн на строительство здания бизнес-школы и создание в ней кафедры.

Пока Гринберг делал карьеру в страховом бизнесе, Зарб не забывал и о других отраслях. В 1997 г. Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам (NASD) назначила его гендиректором дочерней торговой площадки NASDAQ.

А в 2001 г. Гринберг предложил Зарбу войти в совет директоров AIG. Вскоре после этого они стали каждый месяц встречаться за ланчем в главном офисе компании в Манхэттене, чтобы обсудить вопрос о преемнике Гринберга. К 2003 г. друзья договорились, что, если Гринберг не сможет выполнять свои обязанности, компанию временно возглавит Зарб. Своего преемника Гринберг предполагал назвать в письме, которое будет вскрыто только после его смерти. В прошлом году Зарб говорил, что вскоре Гринберг публично объявит имя преемника и в итоге уйдет с поста гендиректора, оставшись председателем совета директоров.

Но все изменилось прошлой осенью, когда регуляторы начали расследование в отношении AIG. Совет директоров перестал доверять Гринбергу; потом прокурор штата Нью-Йорк Элиот Спитцер вызвал его для дачи показаний. Гринберг просил об отсрочке, но не получил ее. Это породило слухи, что он воспользуется правом не свидетельствовать против себя. Это не понравилось Зарбу и независимым директорам компании, и в воскресенье, 13 марта, директора собрались на заседание, чтобы обсудить вопрос об отставке Гринберга с поста гендиректора.

Поворотным моментом заседания стало выступление Зарба: он заявил, что представляет акционеров, а не Гринберга. В итоге совет директоров решил, что Гринберг должен уйти.

До конца марта Гринберг оставался председателем совета директоров, но потом ушел и с этого поста. Временным председателем совета был назначен Зарб. Он начал действовать немедленно: настоял на том, чтобы в совет вошли два новых независимых директора, и создал при нем два комитета, отвечающих за внутренний контроль, юридические вопросы и социальную ответственность.

Некоторые сотрудники AIG считают, что Зарб захочет остаться на новом посту надолго, но сам он говорит, что вскоре после публикации годового отчета нужно начинать поиск нового председателя совета директоров. Директора отмечают, что атмосфера на заседаниях совета стала менее строгой, чем при Гринберге. Как-то во время перерыва один из директоров сказал коллеге: “Как много мы теперь говорим, а ведь так долго молчали”.

Гринберг же, который какое-то время оставался членом совета директоров, на заседания не приходил – не хотел находиться в одном помещении с Зарбом. (WSJ, 20.05.2005, Татьяна Бочкарева)