Порно Феллини


Вернисаж “Fellini!” прошел в духе Феллини: бестолково, сентиментально и комично. Возможно, настроение определяли звучащие мелодии Нино Рота, под которые невозможно унывать, что бы ни случилось. Журналистов снабдили одинаковыми бейджами с надписью paparazzo и мариновали речами на пресс-конференции настолько долго, что стало смешно.

Сидящая в президиуме многочисленная итальянская делегация так щедро осыпала друг друга и директора Музея им. Пушкина Ирину Антонову благодарностями и уверениями в любви, что захотелось кричать “горько!”. О Феллини вспоминали закатив глаза, как о близком родственнике, неожиданно оказавшемся гением.

Затем появился запоздавший Никита Михалков и рассказал, как при знакомстве с маэстро поцеловал протянутую для рукопожатия руку и как потом при каждой публичной их встрече Феллини ждал ритуала лобызания. Михалков не отказывал, страсть к игре на публику, объяснил он, отличает большого художника.

Затем зал заполнила избранная кинематографическая и светская толпа, красочностью своей превосходящая персонажей “Сладкой жизни”. В оживленной кутерьме затерялись даже специально доставленные на церемонию толстушки в пышных платьях.

Самый популярный вопрос, которым задавались первые зрители “Fellini!”: если здесь выставляют просто графику режиссера, то что же показывают в галерее “На Солянке”, где обещана эротика? Большую выставку рисунков Федерико Феллини, приуроченную к Московскому кинофестивалю, собранную из многочисленных частных коллекций, пришлось разделить на две части – возможное для всеобщего просмотра досталось музею, нерекомендуемое детям до 16 лет – галерее. Конечно, это раздвоение экспозиции не к лучшему, каждая часть кажется недостаточной.

Но Ирину Антонову не стоит обвинять в ханжестве – она и так приняла в залы вверенного ей музея критическое количество лихо нарисованных голых задниц, превосходящих размерами самые смелые эротические видения, и угрожающе пышных обнаженных грудей, к которым, как известно любителям кино, режиссер испытывал безграничную нежность. Воинственные фаллосы были сосланы на Солянку.

Величие женщины Феллини воспринимал буквально. Теряющийся в бескрайней женской плоти человечек (внешнее сходство с автором очевидно) – основной сюжет его рисунков, которые так однозначно откровенны и так смешны, что оттянули все зрительское внимание от серьезной части экспозиции. Хотя артистичность выставленных костюмов поражает. Этот киношный реквизит имеет самоценное художественное качество и в стенах музея смотрится произведением искусства. И подбор фотографий, сделанных на съемочных площадках фильмов, ставших гордостью мирового кинематографа, выдержан в лучших традициях респектабельных фотовыставок. И на огромных спонсорских мониторах Samsung показывают бессмертное кино и чудесный анимационный фильм, созданный Тонино Гуэрра по рисункам Феллини. Но, что делать, хорошо соленая шутка запоминается лучше благонравного повествования.

Феллини рисовал всегда, везде и на чем придется. В своей книге он писал, что так подступался к будущему фильму, устанавливал с ним контакт, хотя, возможно, беспрерывное рисование только причуда, под которую он пытается подвести теорию. Наверное, психоаналитик найдет свое объяснение этой мании, основанной на избыточной чувственности, но не раскроет природы очарования рисунков, которые их автор бросал в мусор или дарил друзьям с просьбой никому не показывать. Феллини, по словам его близких, развлекал своими уморительными порнушными карикатурками приятелей и соблазнял женщин. И достигал цели.

Выставка в Пушкинском музее и галерее “На Солянке” – главная и общедоступная часть Недели Феллини, остальные события которой светские и камерные. Она будет открыта месяц – до 20 июля. И тех, кто любит фильмы Феллини, не шокирует и не разочарует.