ГЛОБАЛИСТ: Чужая земля не нужна


В делах Евросоюза нужно различать настоящие и ложные кризисы. На прошлой неделе газетные заголовки пестрели именами Блэра, Ширака и выражением “кризис ЕС”. Но это ложный кризис, с которым Евросоюз сумеет справиться благодаря длительному опыту достижения компромисcов. Настоящий, реальный кризис – это кризис идентичности. Что такое Европа? Включает ли она Турцию?

Накануне обещанного начала переговоров о вступлении в ЕС Турция себя хорошо почистила. Но насколько она подходит клубу, в названии которого имеется слово “Европа”?

Совершенно не подходит, полагают те, кто сказал “нет” евроконституции на референдумах во Франции и Нидерландах. Турки не европейцы. Данные большинства опросов общественного мнения говорят о том же. Противоположного мнения придерживаются элиты, управляющие Европой. Вот их аргументы.

Молодое, растущее население Турции, которое превышает 80 млн человек, станет хорошим подспорьем стареющей и сокращающейся рабочей силе ЕС. Вступление Турции станет мостом в исламский мир, ценным внешнеполитическим “активом”, бастионом против “конфликта цивилизаций”. Европейские страны в любом случае становятся все более мультикультурными: в ЕС уже проживает от 10 млн до 12 млн мусульман, многие из которых имеют гражданство. Упростится борьба с наркоторговлей, ускорится ход реформ в самом ЕС, которому придется стать более гибким.

Говорится и о той роли, которую ЕС может сыграть в вестернизации Турции и Ближнего Востока. В ожидании членства в союзе Турция по доброй воле трансформируется в более демократическое, стабильное и конкурентоспособное государство. Это ослабляет роль военных в турецкой политике и тем самым значение их альянса с Пентагоном, смещая баланс сил в регионе от Вашингтона к Брюсселю.

Это различие между практическими, экономическими и геополитическими аргументами в пользу турецкого вступления и подсознательным чувством, что Турция не Европа, и есть реальный кризис ЕС.

Конечно, в историческом ракурсе эти проблемы с идентичностью кажутся незначительными. У Европы нет естественных географических границ. Римская империя была средиземноморской цивилизацией. Последующие Византийская, Мавританская и Оттоманская империи связывали Европу с Ближним Востоком и Северной Африкой. Тем не менее более тысячи лет Европу отличало от Азии христианство. Это культурное различие теперь преодолевается глобализацией, но оно все еще сильно.

Утверждение, что отказ во вступлении Турции в ЕС вызовет настоящий “конфликт цивилизаций”, просто шантаж. Альтернативой турецкому членству в ЕС является не конфликт, а партнерство. Вместо того чтобы без пользы стучаться в дверь Европы, Турция могла бы основать “исламский общий рынок”, к которому призывал еще премьер-министр Некметтин Эрбакан в 1996 г.

Элиты говорят, что ЕС является первым политическим союзом, предлагающим своим гражданам “множественную идентичность”. Эти академические разговоры намного быстрее могут вызывать “конфликт цивилизаций”, чем честное признание несовместимости. Евросоюз – хрупкое сообщество, которое еще только формируется и которому предстоит сделать еще многое. Пытаться сделать все сразу – значит подвергнуть риску достигнутое.