“Гжелка” раздвоилась


Товарный знак “Гжелка” был зарегистрирован ЛВЗ “Кристалл” в 1993 г. и позже продан одноименной торгово-промышленной группе (ТПГ). С весны прошлого года ООО “Гжелка”, которое принадлежит структурам предпринимателя и сенатора Александра Сабадаша, контролирующего петербургский водочный завод “Ливиз”, пытается через суд и Роспатент отобрать права на эту марку у ТПГ. В мае этого года “Ливиз” сумел зарегистрировать товарный знак “Гжелка” (комбинированный знак, выполненный в синем, сером и белом цветах, на котором присутствует “птица Гжель”) в Роспатенте. А вчера петербургский завод запустил производство “Гжелки”. План составляет около 150 000 дал в месяц и предусматривает увеличение объемов в дальнейшем, сообщается в пресс-релизе компании.

Президент ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко отказался назвать объемы производства “Гжелки” на своем предприятии. Адвокат ТПГ Яков Мастинский говорит, что компания считает себя законным обладателем прав на “Гжелку. В середине прошлого года Роспатент выдал ТПГ “Кристалл” патенты на промышленные образцы водочной бутылки и пробки со словом “Гжелка” и изображением “птицы Гжель”. По словам Мастинского, ТПГ принимает меры по запрету выпуска и продажи “Гжелки” “Ливизом” и его дистрибьюторами. “Мы ожидаем дальнейших исков со стороны ТПГ “Кристалл”, но уверены, что это никак не отразится на производстве “Гжелки” на “Ливизе”, – говорит генеральный директор ООО “Гжелка” Юрий Локтионов. – Кроме того, мы будем добиваться окончательного запрета на производство нашей марки на ТПГ “Кристалл”.

Участники алкогольного рынка говорят, что за время конфликта бренд “Гжелки” потерял свои позиции на рынке и его реанимация обойдется дорого. Руководителя департамента маркетинга компании “РВВК” Германа Климовского, ссылаясь на данные “Бизнес Аналитики”, уточнил, что за год ее доля сократилась с 15% российского рынка водок нижнего премиального сегмента до 5,5%.

Исполнительный директор алкогольного направления бизнеса холдинга “Веда. Объединенные компании” Жанна Булавчик считает, что брэнд еще можно спасти: “Запуск нового брэнда она оценивает в $3–5 млн, перезапуск обойдется дороже”. Президент дистрибьюторской компании “Петербургская широта” Дмитрий Хорошев полагает, что до завершения конфликта ни “Ливиз”, ни “Кристалл” не станут вкладываться в продвижение. А поскольку качество производства обоих компаний не вызывает сомнений, конкуренция между “Гжелками” будет идти на уровне дистрибьюции, полагает он.

“Ливиз” заключил пятилетний договор с дистрибьютором “Кристалл-Гросс”, который будет представлять “Гжелку” на всей территории России кроме Петербурга и Ленобласти. Продвижением "Гжелки" от ТПГ занимается 2-3 компании в каждом отдельно взятом регионе. Владимир Попик, руководитель службы маркетинга и рекламы группы компаний "Виктория" (сети магазинов “Дешево”, “Квартал” и пр.) говорит, что при той доле рынка, которую занимает “Гжелка”, уже не важно кто ее производит.

Директор “Кристалл-Гросс” Виктор Самойлов готов к тому, что на каком-то этапе будут существовать две “Гжелки”. “[Запретить производство конкурента] – это уже забота собственника марки, как и стратегия по продвижению”, – говорит он.