КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Стамбулизация


Турецкая компания Enka Insaat ve Sanayi, известная в нашей стране в основном благодаря строительству поражавших своими размерами гипермаркетов “Рамстор”, выиграла подряд на возведение международного терминала “Шереметьево-3”. Между прочим, его у турок оспаривали целых 37 строительных компаний, но победа, скорее всего, была заслуженной – все-таки тендер проводили британцы из Bovis Lendlease. Соперники Enka считают, что компания пошла на невыгодные условия, взяв на себя валютные риски и подписавшись под обязательством возвести на месте памятного камня в чистом поле новый аэропорт всего за 26 месяцев. Правда, турки и заработают на этом подряде порядка $40–45 млн, считают специалисты.

Enka строит в нашей стране с 1987 г., благоразумно начав бизнес с совместного предприятия с правительством Москвы. И вроде бы уже настроила у нас с тех пор на $4 млрд. Во всяком случае, президент Путин в Анкаре называл такую цифру на 2003 г. – $2,7 млрд. За прошедшие семь лет Россия стала для многопрофильного концерна важнейшим рынком: из $1 млрд валовой выручки Enka Insaat ve Sanayi за 2003 г. $360 млн пришлось на родную Турцию, а $463 млн – на страны СНГ (Россия, Казахстан, Азербайджан).

Такой успех в бывшем СССР может объясняться тем, что турки умело сотрудничают с местными властями, находят общий язык с чиновниками – этому способствуют и восточные традиции. Но в борьбе за подряды они выгодно отличаются от местных соперников вовсе не этим, а умением хорошо и быстро строить. А огромные “Рамсторы” и IKEA, в конце концов, не слишком отличаются от аэропортов.

Правда, по счастью наше новое “Шереметьево” тоже не станет для Enka первым опытом: компания уже успела построить международный терминал аэропорта им. Ататюрка в Стамбуле, международный авиатерминал в Баку, грузовой терминал в “Домодедово”.

Если уж на то пошло, на счету Enka есть еще много масштабных и дорогих проектов: верфи, порты, доки, пирсы, трубопроводы, дороги и туннели, заводы и даже электростанции. Не говоря уже про офисные центры, благодаря которым Москва, по мнению разбирающихся в архитектуре людей, все больше начинает смахивать на Стамбул.

Может быть, и этот фактор учитывала тендерная комиссия, отдавая предпочтение турецким строителям? Международные, как принято говорить, ворота страны и ее столицы не должны вводить в заблуждение приезжих. А так получится полная гармония: прилетели как будто в Стамбул, и город сам похож, и люди во всем турецком.