Mercedes едет в атаку


В прошлом году российские продажи “семерок” BMW и Mercedes S-класса несколько просели. Поставщики автомобилей объясняют это тем, что покупатели флагманских машин предпочли подождать появления новых версий своих любимцев.

В последний раз BMW выпустила новое поколение седьмой серии три года назад. Дизайн машины оказался революционным, а кроме того, “семерки” – автомобили долговечные и прежнее поколение BMW 7 до сих пор составляет существенную часть парка представительских машин. Поэтому неудивительно, что и через три года после начала выпуска флагманскую BMW называли не иначе как “новой “семеркой”. Что не помешало баварской компании провести фейслифтинг модели, в результате которого машина утратила слишком явные и коробившие часть строгих блюстителей автомобильных традиций черты “автомобиля будущего” и вернулась к общей стилистике марки.

В России обновленная “семерка” начала продаваться в мае. Рекомендованная производителем российская цена самой “скромной” версии – BMW 730i – составляет 81 500 евро ($98 600). Скромной машину можно назвать, конечно, только по меркам представительского класса: установленный на ней 6-цилиндровый мотор мощностью 258 л. с. разгоняет ее до 100 км/ч за 7,8 с. (максимальная скорость всех модификаций ограничена на уровне 250 км/ч). Нижняя граница цены топ-модификации BMW 760Li составляет 151 500 евро ($183 300), верхняя, как это обычно бывает с автомобилями такого класса, определяется стоимостью устанавливаемого дополнительного оборудования. 12-цилиндровый двигатель мощностью 445 л. с разгоняет BMW 760Li до 100 км/ч за 5,6 с.

Audi A8, появившаяся в 2002 г., укрепляет свои позиции на российском рынке. В прошлом году в России было продано 700 представительских машин с четырьмя кольцами на капоте – на треть больше, чем годом ранее. При этом Audi вышла на вторую ступень пьедестала почета, подвинув с него “семерку” BMW. Первую ступеньку Mercedes все же сохранил, хотя сейчас Audi подобралась к нему вплотную: в I квартале этого года в России Mercedes S-класса было продано всего на 22 штуки больше, чем Audi A8. По словам директора российского подразделения Audi Оскара Ахмедова, компания всерьез надеется через два года выйти на первое место по продажам в России в F-классе. Основания для таких ожиданий, по словам Ахмедова, дает тот факт, что Россия является для Audi самым динамичным европейским рынком и самым крупным из восточноевропейских. А по продажам флагманской Audi A8W12 Россия занимает сейчас второе место в мире после Германии.

В июле Audi представит на российском рынке новую модификацию “восьмерки” – Audi A8 3.2 FSI, впервые в истории модели оборудованную прямым впрыском топлива. Новый 3,2-литровый 6-цилиндровый двигатель мощностью 260 л. с. разгоняет машину до 100 км/ч за 7,7 с. Сейчас минимальный рабочий объем устанавливаемых на Audi A8 двигателей – 3,7 л (V-образная “восьмерка”), цены на нее начинаются со $106 000. При этом цена полноприводных A8 с двигателем объемом 6 л доходит до $200 000.

Впрочем, Mercedes вовсе не намерен отдавать кому-либо свои лидирующие позиции. Компания подготовила серьезнейший удар по конкурентам. 2005-й – год рождения нового поколения легендарного S-класса. Это будет абсолютно новая модель, которая в корне будет отличаться от предыдущей как снаружи, так и изнутри, подчеркивает представитель российского подразделения DaimlerChrysler Елена Мачурина. “Живьем” публике машину впервые продемонстрируют в середине сентября на международном автосалоне во Франкфурте, а уже в конце того же месяца начнутся ее продажи в Европе, не исключая и Россию. В начале этой недели германо-американский автомобилестроительный концерн опубликовал фотографии новинки и ее общие характеристики. В полном соответствии с требованиями современной автомобильной моды машина стала немного больше в длину, ширину и высоту, при этом у нее довольно заметно – на 7 см – удлинилась колесная база (очевидный намек на то, что S-класс – машина скорее для пассажира, чем для водителя). По нафаршированности электроникой машина не уступает теперь BMW и Audi, что привело даже к совершенно нестандартному для Mercedes решению: селектор автоматической коробки передач переехал на рулевую колонку (такое положение селектора принято называть “американским”), освободив место для разнообразных клавиш и джойстиков. А что касается внешнего облика, то автомобильные журналисты уже успели подметить, что W221 (заводское обозначение нового кузова) продолжает традиции скорее не Mercedes, а luxury-модели концерна, гиганта Maybach. Цены на новое поколение Mercedes S-класса пока не объявлялись.

В ожидании новой модели падение продаж нынешнего S-класса российское подразделение DaimlerChrysler нисколько не беспокоит. “Это совершенно нормально. Мы не обновляли S-класс с 1998 г. За это время и у Audi, и у BMW вышли новые модели”, – констатирует Евгения Чередкова из российского представительства DaimlerChrysler. Правда, аналитик Объединенной финансовой группы Елена Сахнова предполагает, что Audi выиграла у конкурентов за счет того, что вовремя зафиксировала цены на свои автомобили в долларах, а кроме того, к изменению ситуации на обычно стабильном рынка автомобилей F-класса привело, по ее мнению, одновременное появление новых игроков, ранее в сегменте не представленных, в частности Volkswagen с его лимузином Phaeton. Гендиректор агентства маркетинговых исследований Magram Market Research Марина Малыхина готова поспорить с Сахновой, ведь Phaeton россияне покупают в крайне небольших количествах даже для своего класса, хотя машина и демонстрирует положительную динамику продаж (в 2003 г. в России было продано 56 Volkswagen Phaeton, в прошлом – 68). Но Phaeton появился лишь в 2003 г., а рынок представительских седанов очень консервативен и требуется много лет, чтобы достичь на нем хороших результатов, настаивает представитель российского подразделения Volkswagen Андрей Гордасевич. По его мнению, Phaeton сыграл положительную роль для Volkswagen, подняв имидж марки, никогда в своей истории не выпускавшей представительские автомобили. В Москве Phaeton с V-образным 6-цилиндровым двигателем объемом 3,2 л продается за $92 000.

Собирается побороться за покупателя в сегменте F и “технический” родственник Phaeton – Bentley Continental Flying Spur. Bentley контролируется Volkswagen, и новая модель Continental Flying Spur, продажи которой начались в России в марте, имеет общую платформу с Volkswagen Phaeton. Британская марка позиционируется в относительно свободном ценовом сегменте – от 200 000 евро. 12-цилиндровый двигатель объемом 6 л умопомрачительной мощностью 552 л. с. разгоняет Bentley Continental Flying Spur до 100 км/ч за 5,2 с. Цены на эту модель начинаются с отметки в 222 000 евро ($269 000). Как сообщила “Ведомостям” менеджер российской компании Mercury (официальный представитель марок Bentley и Maserati) Анна Харнас, совместная квота на этот год для Bentley Continental Flying Spur и Bentley Continental GT (спортивное купе) составляет 200 автомобилей. Интересно, что куда более дешевую Maserati Quattroporte (от 156 000 евро, или $189 000) приобрести будет посложнее, чем Bentley: годовая квота на поставки этой марки в Россию составляет всего 50 автомобилей. Впрочем, итальянцы просто не способны обеспечить производство сопоставимого с Bentley количества автомобилей: теоретически Bentley может продать в нашей стране и больше 200 авто, ведь мощности английского завода – около 10 000 машин в год, при том что в прошлом году было выпущено около 6000 машин, а в этом ожидается 8000.