Промышленность разморило


Данные Росстата за май свидетельствуют, что подъем в промышленности приостановился. Выпуск продукции в мае по сравнению с апрелем сократился на 0,1% (сезонность устранена). По итогам двух месяцев II квартала прирост среднесуточного объема промышленного производства составил лишь 0,1% в месяц (см. табл., здесь и далее приведены оценки динамики производства с устранением сезонного и календарного факторов в методологии ОКВЭД).

Однако о вползании экономики в стагнацию говорить преждевременно. Резкое замедление темпов роста промышленного производства в апреле – мае связано в основном с конъюнктурным падением выработки электроэнергии и тепла (после роста в I квартале, см. табл.). Кроме того, с начала года никак не возобновится рост добычи нефти (см. ниже). В то же время внутренний рынок “работает” на рост – сохраняются высокие темпы расширения потребления (розничного товарооборота) и инвестиций в основной капитал. В соответствующих сегментах промышленности в целом производство увеличивается. Однако по мере исчерпания возможностей по наращиванию экспорта сырья и продуктов его первичной переработки внутренне-ориентированные отрасли становятся единственной опорой промышленного роста. Это приводит к ослаблению интенсивности промышленного подъема. В 2005 г. темп прироста выпуска, по оценке, составит около 4,0%.

В динамике производства по важнейшим видам деятельности наблюдаются следующие основные тенденции.

Остается стабильным объем добычи полезных ископаемых. Тон задает добыча нефти, где стагнация, начавшаяся в конце прошлого года, оказалась на удивление устойчивой. В мае среднесуточная добыча снизилась на 0,2%. Первоначально афишированные планы нефтяных компаний позволяли рассчитывать на 5%-ный рост добычи в текущем году. Однако в сложившейся ситуации даже возобновление с июня роста добычи с темпом, характерным для прошлого года, позволяет рассчитывать лишь на 3%-ный рост, что станет антирекордом последних лет (для сравнения: в 2000–2004 гг. средний темп прироста добычи нефти составлял 8,5% в год).

В первичной переработке и производстве сырья и материалов ситуация в целом позитивна. В мае объем производства сократился крайне незначительно

(-0,1%), и за счет апрельского скачка (+1,1%) выпуск превышает значения I квартала. На уровне отдельных видов деятельности благоприятная конъюнктура сохраняется в обработке древесины и производстве изделий из дерева, целлюлозно-бумажном и большинстве химических производств. В то же время в черной металлургии ситуация начала ухудшаться. Объем производства в мае упал на 2,8%. Одновременно началось снижение цен на мировом рынке (причем, по предварительным результатам июня, падение глобального индекса CRUspi составило 6%, что является абсолютным рекордом за все доступное время наблюдений с 1994 г.).

Прервался подъем в инвестиционном машиностроении (см. табл.). Существенное снижение выпуска зафиксировано в мае в производстве механического оборудования, машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства, добычи полезных ископаемых и строительства. Однако в данном сегменте объем выпуска подвержен сильным колебаниям и о негативной тенденции речь пока не идет. Тем более что в апреле – мае резко ускорился рост инвестиций в основной капитал.

На общем околостагнационном фоне усилился подъем в производстве непродовольственных потребительских товаров (апрель: +0,5%, май: +1,5%). Правда, на уровне отдельных производств ситуация достаточно сильно дифференцирована. Помимо традиционного очага роста – производства бытовой техники и радиоэлектроники – в первые два месяца II квартала начал интенсивно увеличиваться выпуск одежды и обуви. В то же время продолжился спад в производстве легковых автомобилей (май: -2,7%). Негативная тенденция доминирует и в производстве лекарственных средств.

В производстве пищевых продуктов сохраняется подъем. Хотя в мае среднесуточный выпуск остался на уровне предшествующего месяца, за счет апрельского скачка (+1,6%) в целом по итогам двух месяцев прирост значителен. Причем увеличение объемов производства наблюдается в большинстве сегментов рынка. В основе роста – продолжающееся интенсивное увеличение спроса (темп прироста товарооборота по продовольственным товарам в апреле – мае составил 1,1% в месяц).