Торговцы смертью


Правозащитники из Amnesty International обвиняют все без исключения страны “большой восьмерки” в “безответственном распространении вооружений”. По данным Amnesty International, страны G8 продают оружие, которое может использоваться для нарушения прав человека. Даже Япония, которая официально заявляет об отказе от экспорта оружия, продала винтовки Филиппинам, где армия и спецслужбы нарушают права человека при подавлении партизан-исламистов. Самый крупный экспортер – США – оказался одновременно и самым крупным нарушителем, продающим оружие многочисленным репрессивным режимам от Саудовской Аравии до Руанды. А, например, Великобританию Amnesty International уличает в поставках полицейского оборудования, которое может использоваться для пыток, в страны Африки и Персидского залива.

Не обойдена вниманием в докладе, подготовленном к июльскому саммиту G8, и Россия. Ее основные покупатели, китайская и индийская армии, замечены “в многочисленных нарушениях прав человека”. Среди других примеров “безответственного” и направленного только на получение прибыли российского экспорта Amnesty International приводит продажу охотничьего и спортивного оружия в Алжир в 2003 г. на $1,7 млн. Хотя еще “в 1997 г. такое оружие применялось алжирскими “эскадронами смерти” в ходе массовых убийств гражданского населения”, напоминают правозащитники. Россия также активно продает штурмовые вертолеты Ми-35 в Эфиопию, Нигерию и Уганду, армии которых “массово” нарушают права человека.

Но правозащитники не ограничились одной лишь констатацией фактов. Они предлагают “восьмерке” поддержать инициативу премьера Великобритании Тони Блэра заключить соглашение о контроле за поставками обычного оружия. Правда, Блэр имел в виду главным образом запрет на поставки стрелкового оружия в бедные страны Африки, а правозащитники требуют запрета поставок любого оружия тем, кто нарушает права человека.

Эксперты убеждены, что радикальные призывы правозащитников нелогичны и их ждет фиаско. “Конфликты в Африке возникают не потому, что туда поставляют оружие – наоборот, оружие поставляется туда, где уже возникли конфликты”, – замечает редактор российско-африканского делового журнала “Аф-Ро” Андрей Маслов. А самые вопиющие нарушения прав человека на континенте осуществлялись без применения оружия: в Руанде в 1994 г. несколько сотен тысяч человек забили ножами и кирками. А по мнению Марата Кенжетаева из Центра по изучению проблем разоружения, “вероятность заключения соглашения, которое реально будет мешать экспорту оружия, равна нулю, потому что противоречит интересам всех стран – членов “восьмерки”.