ВЕКТОР


Монополия против монополии

На рынке транспортного машиностроения потихоньку вырастает монополия. Созданный три года назад “Кузбассразрезуглем” и транспортным оператором “ТрансГрупп” “Трансмашхолдинг“ стремительно набирает силу. Поначалу в компанию входили пять заводов, в том числе производитель тепловозов и вагонов БМЗ, Новочеркасский электровозостроительный и Тверской вагоностроительный заводы. Не гнушалась компания и покупкой поставщиков – так в холдинг вошли сталелитейный завод “Бежицкая сталь” и Муромский стрелочный завод. С этими активами, по словам руководителя “Трансмашхолдинга” Дмитрия Комиссарова, доля компании на рынке локомотивов составляла 70%, маневровых тепловозов – 63%, магистральных пассажирских вагонов – 85%.

Но за последние полгода “Трансмашхолдинг“ увеличил количество предприятий в своей собственности. Сначала он купил компанию UG-Trans, владеющую четырьмя предприятиями по проектированию и строительству пассажирских вагонов и электричек. А на днях оформил сделку по приобретению у “Северстальтранса” акций еще одного производителя тепловозов – Коломенского завода. В прошлогоднем интервью Комиссаров рассказывал “Ведомостям”, что сначала компания создавалась для того, чтобы обеспечить акционеров подвижным составом. Но еще в прошлом году руководство “Трансмашхолдинга” заявило о намерении создать машиностроительную компанию, способную конкурировать на внешнем рынке. Но для этого сначала надо застолбить место у себя дома. Здесь же на рынке правит бал РЖД – монополист в сфере железнодорожных перевозок. А значит, решить задачу можно, только создав “параллельную” монополию.

Третья попытка

АФК “Система” давно вынашивает планы приобретения сотовых активов в Индии. В этой стране низкий уровень проникновения сотовой связи и “Система” может поучаствовать в развитии рынка, объяснял президент корпорации Владимир Евтушенков. Но попытки “Системы” выйти на индийский сотовый рынок до сих пор оставались безуспешными. Год назад АФК приглянулся оператор Idea Cellular, 33% акций которого выставляла на продажу американская AT&T. Но не успели россияне как следует изучить этот актив, как его купил консорциум Singapore Technologies TeleMedia-Telekom Malaysia за $220 млн. В начале 2005 г. “Система” стала проявлять интерес к другой компании – Aircel Televentures, 49% акций которой она оценила в $450 млн. Но и эта сделка застопорилась: “Система” готова купить Aircel лишь при условии, что российское правительство переуступит ей право требования части индийского долга. А с этим пока не ладится. Впрочем, недавно для “Системы” вновь открылся путь в Индию. Первый вице-президент АФК Алексей Буянов, выступая на конференции “Ренессанс Капитала”, рассказал, что индийские власти отказались одобрить продажу 33% акций Idea Cellular сингапурскому консорциуму, и не исключил, что теперь АФК может вернуться к планам купить долю в этой индийской компании. Тем более что ее пакет вдвое дешевле, чем доля в Aircel, и для его покупки “Системе”, возможно, не придется прибегать к долговой схеме.