Домом меньше


Постановление о реорганизации театра “Школа драматического искусства”, мэром пока еще не подписанное, лишает театр одного из двух его зданий – здания на Поварской. Оно было первым, где в 1988 г. обосновался театр Анатолия Васильева. Режиссер говорит: “Это наш родовой дом: мы не вошли в него, мы все сделали в нем сами”. Второй дом, на Сретенке, был построен к Театральной олимпиаде 2001 г. Оба здания Васильев называет “авторскими домами”. Их стиль и планировка напрямую обусловлены тем, как понимает Анатолий Васильев назначение своего театра.

Формулируется оно триадой школа – лаборатория – театр. Лишь отчасти “Школа драматического искусства” – театр для публики. Большая часть процесса от глаз зрителя скрыта: это лаборатория, тренинги, исследования. Именно это упускают из виду чиновники, когда упрекают Васильева в том, что он недостаточно эффективно использует вверенные ему городом площади.

В конце мая представители московского Комитета по культуре без предупреждения явились на Поварскую с “проверкой загруженности помещений”. Обнаружилось, что во всех студиях шли либо репетиции, либо лабораторные занятия. Представителям ничего не осталось, кроме как зафиксировать в акте (копия имеется в распоряжении “Ведомостей”) “интенсивную занятость всех помещений учебно-творческим процессом, а также хорошее состояние, порядок и чистоту”. Тем не менее подготовлен проект постановления о реорганизации театра, и он на днях должен быть предложен на подпись Юрию Лужкову.

За Васильева пробовал вступиться Жак Ланг – президент Союза театров Европы. До Лужкова его письмо не дошло, как перестали доходить и письма от самого Васильева. Новое письмо мэру – открытое, и оно похоже на ультиматум. “Выход подобного постановления означает выражение недоверия мне как режиссеру и руководителю, что вынуждает меня подать в отставку”, – пишет Васильев. Однако заключает письмо просьбой “снять вопрос о реорганизации театра”.

В московском Комитете по культуре в течение двух дней не смогли прокомментировать суть претензий к деятельности театра. По мнению же руководителей “Школы” – Анатолия Васильева и его консультанта Бориса Лихтенфельда, председатель Комитета по культуре Сергей Худяков руководствуется чувством мести: в марте этого года театр выиграл у правительства Москвы иск в арбитражном суде, отстояв свои права на актерское общежитие на Сретенке. Васильев убежден, что действия властей означают наступление на культуру.

Ситуация, впрочем, неоднозначна: Поварскую отбирают не ради казино, а ради проекта “Открытая сцена”. Получается, что друг с другом сталкиваются два хороших дела. В другой ситуации театральная общественность радовалась бы введению в строй площадки для молодой режиссуры. Но площадка отбирается у театра с серьезной европейской репутацией, в то время как в Москве масса театров, чье существование ничего не приносит ни искусству, ни коммерции, ни престижу города. Едва ли выселение Васильева – удачное начало нового проекта. И едва ли стены чужого “авторского дома” помогут художникам совсем иного склада, нежели его бывший хозяин.