К Stolichnaya есть национальный вопрос


На прошлой неделе гражданин США Мэттью Фрей от лица группы американских потребителей обратился в Верховный суд штата Калифорния с иском против S.P.I. и американских “дочек” Allied Domecq. Фрей обвиняет ответчиков в нарушении его прав как потребителя водки. По его мнению, американского потребителя вводят в заблуждение о месте происхождения водки Stolichnaya. Копия иска имеется в распоряжении “Ведомостей”.

Американец обращает внимание на то, что S.P.I. выпускает Stolichnaya в Латвии, но на ее этикетке значится Russian vodka. “Несмотря на то что Stoli больше не выпускается в России, ответчики продолжают нагло продвигать ее как “подлинную русскую водку”, обогащаясь за счет лживой рекламы”, – утверждается в иске. Требований запретить продажу Stoli в иске нет, но Фрей требует компенсировать материальный ущерб, нанесенный ему и другим потребителям. Представляющий Фрея адвокат Мэтью Зевин говорит, что размер ущерба будет определен судом исходя из оценки прибыли ответчиков, полученной от завышения цен на Stoli благодаря наименованию “русская водка”. Оценить возможный размер компенсации он не взялся, поскольку “неизвестно, сколько людей присоединятся к классовому иску и во сколько может быть оценена разница в цене по версии истца и по версии ответчика”. Кроме того, истцы потребуют прекращения “незаконных методов позиционирования” водки, добавляет Зевин.

Уже почти пять лет вокруг Stolichnaya идет жестокая борьба. С 1997 г. “советскими” водочными марками владело принадлежащее S.P.I. ЗАО “Союзплодимпорт” (наследник советского внешнеторгового объединения). Но после нескольких судебных процессов эти марки отобрало государство, и теперь в России ими распоряжается казенное предприятие (ФКП) “Союзплодоимпорт”. За рубежом водкой Stolichnaya по-прежнему торгует S.P.I., но ФКП пытается преследовать ее в судах многих стран, в основном безуспешно. Приз велик: по данным Impact Databank, в 2004 г. продажи S.P.I. составили $3,59 млрд, на Stolichnaya пришлось $2,04 млрд, это второй по популярности водочный брэнд в мире после Smirnoff. По данным адвокатской конторы Quinn Emanuel (представляет интересы ФКП), выручка от продажи водки под марками Stolichnaya и Moskovskaya в США составляет более $600 млн в год.

“Иск основан на абсолютно недостоверных фактах, у этого процесса нет никакой судебной перспективы. Это русская водка, и мы уже доказали это в судах Германии и Дании”, – заявил вчера “Ведомостям” зампред совета директоров S.P.I. Андрей Скурихин. Он отказался прокомментировать вопрос о месте производства Stolichnaya, но не исключил, что за исками потребителей может стоять ФКП “Союзплодоимпорт” (сейчас госкомпания оспаривает права на марку Stoilichnaya в нью-йоркском суде). Но в ФКП причастность к искам американских потребителей отрицают. “Мы лишь можем подтвердить, что, по данным таможни, с территории России водка Stolichnaya в США не поставляется”, – заявил вчера гендиректор ФКП Владимир Логинов.

В Allied Domecq претензии считают необоснованными, заявил старший вице-президент компании Крис Свонгер. По его словам, Stolichnaya от S.P.I. разливается в Латвии, но привозится для этого из России и потому “является на 100% подлинно русской”.

У иска серьезные перспективы, считает Сергей Маринич, управляющий партнер адвокатского борю Salans, представляющего интересы международной алкогольной компании Diageo. По его словам, в США действует правило, по которому название продукта не должно противоречить месту его происхождения. А победа противников S.P.I. в Калифорнии может повлиять и на решение нью-йоркского суда, добавляет он. А по мнению адвоката Дэвида Куинто, представляющего ФКП, иски, подобные калифорнийскому, могут быть поданы и в других штатах.