НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Зодчий и пустота


Первая у нас книга очерков о “достижениях и путях развития” современной архитектуры. Вышла она с неприметными и малочисленными иллюстрациями, поэтому основная нагрузка приходится на текст.

Вот как выстраивает книгу автор текста, патриарх критической мысли о мировом зодчестве. Сперва следует эссе о классике ХХ в. Это Филип Джонсон. Фигура недавно ушедшего зодчего мыслится в качестве итоговой, поскольку именно Джонсон выразил архитектурные идеологии прошлого века. Небоскреб AT&T, или “чиппендейловский” комод, распяленный на десятки этажей. “Готический” комплекс Рипаблик-бэнк в Хьюстоне. “Скульптурный” Липстик-билдинг – в форме тюбика для губной помады.

В рубрике “Новые имена” дан беглый обзор самых востребованных групп и молодых архитекторов: группы Асимптоте и МВРДВ, Шигеру Бан, Мануэль Готран и пр. Что-то вроде попытки осмыслить новые тенденции, которые существуют в рамках единичных проектов (театр в Бетюне, жилой комплекс Во-Цо-Ко, Бумажный дом-фонарь в Кобо).

Под занавес даны девять очерков о персоналиях современного архитектурного процесса – состоявшихся лидерах профессии, которые, собственно, и формируют пространство современного зодчества. Показательный, парадный раздел книги. Вот лишь некоторые имена – из самых громких.

Норман Фостер, мегазвезда архитектурного процесса. Это он накинул стальную авоську на Британский музей и околпачил рейхстаг, посадил стеклянный желудь в Лондоне. Соединение чисто английского артистизма с вопиющим хай-теком.

Фрэнк О. Гери. После постройки музея Гуггенхайма в Бильбао – самый знаменитый мастер. Архитектура, выразившая невозможное, – складки пространства, его провалы и выпуклости. Объекты увидены через слоеный воздух мегаполиса. Сквозь ресницы. Или дым из трубки Амстердама.

Кишо Курокава, созерцательный техницизм. Принципы традиционной японской архитектуры в современном изводе. Взаимопроникновение внешнего и внутреннего, их симбиоз. Фундаментальная геометрия чистых плоскостей. Совершенно поразительный, завораживающий мастер. Музей искусства в Фукуи, Amber Hall, международный аэропорт в Куала-Лумпуре, Музей динозавров, Музей науки, Pacific Tower в Париже – объекты, на которые можно смотреть часами даже на картинках. Выиграв в 1998 г. конкурс, именно он разработал генеральный план реконструкции и развития Астаны в Казахстане.

Текст книги насыщен подробностями и деталями, цитатами. Они несколько затмевают общий анализ, который требуется от первой книги по теме. Современная архитектура в книге замечательно описана, но не слишком ярко осмыслена. Поэтому выводы читатель может сделать самостоятельно. Например, что современная архитектура организует, упаковывает пустоту, не наполняя ее каким-либо смыслом. И что задача наполнить объемы и плоскости смыслом лежит, таким образом, на нас с вами. Поскольку содержанием современной архитектуры является человек: в буквальном и переносном смыслах слова.

И последнее. Читая эту книгу, с безутешной отчетливостью видишь, что Россия – при самых благоприятных исторических условиях последнего десятилетия – умудрилась остаться на обочине современного архитектурного процесса. И эту пустоту смыслом заполнить невозможно.