Поезда вместо автобусов


С ним согласен и коммерческий директор “Аэрофлота” Евгений Бачурин. С начала года национальный перевозчик повысил цены в среднем на 10%, лишившись тут же 5% перевозок. “Из-за роста цен наши пассажиры уходят к “Сибири” и “КрасЭйру”, а их пассажиры на маршрутах до 1000 км пересаживаются на железные дороги”, – отмечает Бачурин. Проблема нехватки парка не менее серьезная и актуальная почти для всех авиакомпаний, признает он. За этот год “Аэрофлот” добьется роста, но меньшего, чем планировал, – 7,5 млн пассажиров вместо ожидаемых 7,8 млн, сетует Бачурин. “А дальше вся отрасль рискует оказаться в критической ситуации”, – опасается он.

В 2003–2004 гг., по данным Минэкономразвития, пассажирооборот в России стабильно рос: у автотранспорта на 0,5% и 2,3% соответственно, железных дорог – на 3,1% и 4,7%, авиации – на 9,9% и 15,3%. В 2004 г. совокупный пассажирооборот всех видов транспорта вырос на 5,4% до 419 млрд. пасс./км. Из них доля автотранспорта составила 41%, железных дорог – 39%, авиакомпаний – 20%.

Железнодорожная монополия перевозит свыше 1,3 млрд пассажиров в год, но при этом стабильно получает убытки. В 2004 г. потери от пассажирских перевозок составили 35 млрд руб. По самому оптимистичному прогнозу, РЖД выйти в ноль удастся не ранее 2011 г. Убыточность этого бизнеса РЖД всегда связывала с низкими тарифами, которые устанавливаются государством. Однако именно эти тарифы и помогли монополии перехватить часть потоков от авиакомпаний и автотранспорта, повышающих цены из-за роста цен на топливо.

Вчера Минэкономразвития опубликовало анализ социально-экономической ситуации в стране за январь – май 2005 г. Из него следует, что общее сокращение пассажирооборота началось с января и по итогам мая достигло 5,6%. При этом на автотранспорте пассажирооборот снизился на 18,2%, на воздушном не изменился, а у железных дорог вырос на 8,3%.

“Тенденция очевидна, и рост цен на топливо – только один из факторов”, – говорит замдиректора департамента инфраструктурных реформ Минэкономразвития Евгений Михайлов. И авиакомпании, и автоперевозчики серьезно страдают из-за устаревания парка. А к проблемам автоперевозчиков еще добавляется и плохое состояние дорог, замечает чиновник. РЖД уже сейчас серьезно теснит авиакомпании по двум направлениям – высокозагруженным маршрутам Москва – Санкт-Петербург, Москва – Юг, Москва – Запад, а также на межобластных перевозках, где авиамаршруты были утеряны после распада СССР, замечает Михайлов. “У монополии еще есть потенциал, так что ближайшие три года она будет перетягивать на себя пассажиропотоки”, – уверен он.

Заметили новую тенденцию и в РЖД. За пять месяцев пассажирооборот компании вырос на 16% в пригородном сообщении и на 4% – в дальнем, говорит вице-президент РЖД по финансам Федор Андреев. “По итогам квартала мы скорректировали план, добавив 4 млрд руб. дополнительных доходов”, – добавляет он. А общая тенденция, по мнению Андреева, может сохраниться на ближайшие 3–5 лет. Минэкономразвития также отметило в своем отчете серьезный настрой РЖД: только за пять месяцев спрос монополии на электровозы вырос вдвое. Перевозки РЖД будут расти, согласен директор департамента ФБК Игорь Алексеев. Но много денег компании это не принесет. После монетизации льгот правительство вряд ли рискнет серьезно повышать РЖД тарифы, поясняет эксперт.