Распустились


Очередная миссия МВФ, которая закончила работу в Москве в среду, осталась крайне недовольна бюджетной и денежно-кредитной политикой российских чиновников. В лучшем случае страна “рискует упустить возможность для ускорения темпов экономического роста”, говорится в итоговом заявлении миссии, а в худшем – при падении цен на нефть – обречена на “болезненное и длительное” урезание расходов и выстраивание сбалансированного бюджета. Ведь уже в следующем году казна сведет концы с концами, только если цена на нефть не опустится ниже $31/барр.

Российская бюджетная политика “во все меньшей степени направлена на поддержку макроэкономической стабильности”, поэтому и заявления МВФ становятся более критичными, говорит руководитель московского представительства фонда Невен Матес. МВФ беспокоится, потому что допдоходы казны идут в основном на рост зарплат и пенсий, а денег на реформы не остается. Это подстегивает и без того устойчивый рост спроса в частном секторе (по данным Минэкономразвития, 10,4% в 2004 г.). А когда спрос растет быстрее ВВП (7,1%), инфляционное давление на экономику усиливается, процентные ставки повышаются, курс рубля укрепляется слишком сильно и в итоге замедляется экономический рост, пишут эксперты МВФ: дорожающие отечественные товары не могут конкурировать с импортом, за счет которого и удовлетворяется спрос.

Никак не помогает денежным властям и Центробанк. С укреплением рубля он борется с помощью масштабных интервенций на валютном рынке, но российская валюта все равно дорожает из-за более высокой инфляции, говорится в заявлении. За пять месяцев она составила 7,3% при обещанных 8,5% за целый год.

Рецепты фонда – сокращение интервенций и госрасходов, что позволит сосредоточиться на финансировании реформ. А неопределенность в отношении валютного курса “отпугнет краткосрочных валютных спекулянтов”, которые осложняют проведение денежно-кредитной политики, прогнозирует МВФ.

Советы ужесточить бюджетную политику “верны на 100%”, замечает главный экономист “Тройки Диалог“ Евгений Гавриленков. А вот претензии к ЦБ кажутся ему необоснованными, поскольку у регулятора “полностью связаны руки”. “За год экспортеры возвращают в страну около 10% ВВП – им нужно платить налоги, зарплату, инвестировать в производство, а адекватного спроса на эту валюту нет и быть не может”, – поясняет Гавриленков. Если ЦБ уйдет с рынка, то курс рубля опустится “гораздо дальше” 26 руб./$, что приведет к “серьезным потрясениям” в финансовой системе, убежден экономист. “У ЦБ нет пространства для маневра, а корни инфляции лежат не в действии монетарных властей, а в бюджетной политике и росте тарифов”, – соглашается главный аналитик казначейства ВТБ Николай Кащеев. Получить комментарии в ЦБ вчера не удалось.