“Транснефть” – лучший заемщик


Повышение рейтингов улучшит отношение компаний с кредиторами, отмечает аналитик Газпромбанка Михаил Зак. “Газпром”, по словам начальника финансово-экономического департамента концерна Андрея Круглова, в ближайшее время занимать не собирается. А “Транснефть”, по словам вице-президента Сергея Григорьева, теперь будет рассчитывать на более выгодные условия заимствований. Он напоминает, что монополия ведет переговоры с банками о финансировании Восточного нефтепровода, общая стоимость которого оценивается в $11,5 млрд, а первый этап – в $6,5 млрд. Одна ступень вверх по рейтинговой шкале, по оценке Зака, может уменьшить ставку на 0,2% годовых, или $26 млн в год экономии на обслуживании $6,5-миллиардного займа в случае “Транснефти”. Аналитик инвестбанка “Траст” Михаил Галкин считает, что заемщик может сэкономить и все 0,5% годовых ($65 млн при тех же условиях). “У нас много предложений от банков, но если будет выгоднее разместить облигации, то мы можем использовать этот инструмент”, – добавляет Григорьев.

До сих пор кредитные рейтинги компаний были ограничены рейтингом страны, которую они представляют. Но в начале года одно из трех ведущих рейтинговых агентств мира – Moody’s предупредило, что изменит принципы оценки кредитоспособности госкомпаний и будет учитывать не только риск их банкротства и вероятность поддержки государством, но и самочувствие компании в случае дефолта страны. Это дало госкомпаниям шанс получить рейтинг выше суверенного.

Вчера Moody’s огласило результаты, полученные по новой методике. Агентство повысило рейтинги четырем из шести госкомпаний. Имевшие рейтинг на уровне суверенного (Ваа3) “Газпром” и РЖД поднялись на одну ступень, до Ваа2, а “Транснефть” – сразу на две, до Ваа1. На две ступени вверх переместилась и “АЛРОСА”, но ее рейтинг Ва2 ниже, чем у государства. Не изменилась лишь оценка “Роснефти” – Ваа3 и ЮТК – Саа1. “Нас вполне устраивает рейтинг на уровне суверенного”, – говорит менеджер “Роснефти”, которая, по мнению аналитиков агентства Standard & Poor’s, находится в техническом дефолте. А “АЛРОСА”, по словам вице-президента Дмитрия Новикова, рассчитывает поскорее достичь инвестиционного рейтинга. Получить комментарии в Moody’s вчера не удалось.

На участников рынка решение агентства произвело сильное впечатление. Оно вызвало рост котировок не только большинства российских облигаций, но и акций: индекс РТС вчера преодолел отметку 700 пунктов (см. статью на стр. Б5). Больше других подорожали, естественно, облигации компаний, которым Moody’s повысило рейтинг. Еврооблигации “Газпрома” с погашением в 2013 г. вчера поднялись более чем на 1% до 122,25% от номинала (их доходность упала на 0,15% годовых). Доходность евробондов “АЛРОСА” с погашением в 2014 г. снизилась на 0,05 пункта. А самые ликвидные суверенные бумаги – еврооблигации России с погашением в 2030 г. – прибавили 0,75% от номинала. Подорожали и рублевые обязательства: доходность бумаг “Газпрома” 4-й серии и РЖД 3-й серии опустилась на 0,1% годовых.

Однако вряд ли госкомпаниям, которые Moody’s признало более надежными заемщиками, чем само государство, удастся сэкономить. Для этого им необходимо получить столь же высокий рейтинг еще от одного из двух ведущих мировых агентств – Standard & Poor’s или Fitch, говорит топ-менеджер крупного европейского банка, кредитующего российские компании. Оба агентства предупреждали, что менять свои методики не собираются. “Инвесторам важно увидеть наш второй рейтинг [такого уровня], над чем мы [сейчас] и работаем”, – признает вице-президент по финансам РЖД Федор Андреев.