Вези или плати


До недавних пор основным экспортером нефти в Китай был “ЮКОС”. Из 6 млн т российской нефти, поставленной в Китай в 2004 г., большая часть пришлась именно на “ЮКОС”. В нынешнем году поставки возрастут до 10 млн т. Но “ЮКОС” из-за финансовых проблем практически прекратил экспорт в Китай, а ему на смену пришла “Роснефть”. Госкомпания уже подписала с Китаем соглашение о поставках 48,8 млн т нефти до 2010 г. и договорилась о предоплате за них в $6 млрд. С 2006 г. “Роснефть” будет поставлять в Китай по 9 млн т нефти ежегодно, и в начале года она начала переговоры с РЖД о скидках на транспортировку сырья. Сейчас, по данным монополии, “Роснефть” везет нефть от Ангарска до Забайкальска по $72 за 1 т. Однако РЖД готова предоставить ей скидку в размере до 20%, рассказывает вице-президент компании Салман Бабаев. Но сама монополия в ответ просит заключить контракт на условиях take or pay (“бери или плати”) с оплатой всего объема поставки, независимо от того, сколько будет отгружено фактически, добавляет Бабаев.

В начале года, по его словам, скидки на таких условиях предлагались всем нефтяникам, поставляющим нефть в Китай, включая “ЛУКОЙЛ” и “Сибнефть”. “Мы предложили им создать пул и выбрать единого оператора, например “Роснефть”, для расчета с нами”, – говорит Бабаев. Но объединяться с конкурентами “Роснефть” отказалась, добавляет он. В “Роснефти” от комментариев отказались, но слова Бабаева “Ведомостям” подтвердили два чиновника Минэкономразвития и Федеральной службы по тарифам (ФСТ). Официального решения ведомств пока нет, добавляют они. Но Минэкономразвития, по словам сотрудника ведомства, готово поддержать РЖД. А в ФСТ говорят, что еще не видели окончательных расчетов монополии.

По словам Бабаева, скидка для “Роснефти” будет пересчитываться ежегодно. С начала года компания будет перевозить 4 млн т по базовой ставке, затем ставка будет снижаться с каждым следующим 1 млн т, а с 1 января скидки будут обнуляться. Всего за 2006–2010 гг. “Роснефть” сможет сэкономить около $500 млн, добавляет Бабаев.

“Роснефть” ничем не рискует – у нее жесткие обязательства перед Китаем и объемы она выдержит”, – уверен директор департамента ФБК Игорь Николаев. Но хуже всех придется другим нефтяникам. “Роснефть” может вытеснить их из Китая не только за счет тарифных преференций, отмечает эксперт Argus Александр Ершов. На китайском маршруте два погранперехода – Забайкальск и российско-монгольские Наушки. Российская колея значительно шире, чем у соседей. Нефть нужно переваливать, а мощностей пограничных терминалов может хватить только на гарантированные объемы “Роснефти”, поясняет Ершов.

Но нефтяники себя пострадавшими не признают. “В этом году мы вообще отказываемся от поставок в Китай, – говорит начальник отдела по работе с инвесторами “ЛУКОЙЛа” Геннадий Красовский. – Долгосрочных контрактов у нас нет, и мы выбираем то, что выгоднее, – переработку на российских НПЗ”.

Будущий контракт с “Роснефтью” – беспрецедентный случай для российских железнодорожников. Никогда ранее монополия ни с кем не договаривалась о подобных условиях, хотя на Западе такая практика распространена, замечает Николаев. Например, в соседней Польше государство регулирует только максимальный уровень тарифа. Скидки каждая компания определяет сама, говорит глава российского представительства польского перевозчика PKP Ежи Жук. А чиновник Минэкономразвития обещает, что практика take or pay может распространиться и на другие контракты РЖД.