Войти в ту же реку


“ВКТ” открыла первый дискаунтер сети “Райцен” в середине июня в Московском районе на ул. Гастелло. По словам генерального директора Алексея Зудина, компания арендовала под него 500 кв. м на первом этаже пятиэтажного дома. Инвестиции в открытие составили 4,5 млн руб., говорит он. “Райцен” предлагает 1200 наименований товаров. В случае удачной работы первого магазина “ВКТ” откроет в Нижнем 15 магазинов “Райцен” во всех районах города, добавил Зудин. Сейчас ниша дискаунтеров в городе практически пуста, поскольку все компании развивают более крупные и дорогие форматы – гипер- и супермаркеты, объясняет он планы “ВКТ”. “Благодаря низким ценам дискаунтер способен с ними конкурировать”, – уверен Зудин.

А торговый дом “Народный” решил переоборудовать в дискаунтеры 10 магазинов в Автозаводском районе, которые ранее позиционировались как социальные, говорит генеральный директор Василий Пушкин. Социальные магазины начали появляться в городе в конце 1990-х гг., вспоминает он. Предприниматели в обмен на льготы по аренде муниципальных помещений обязались поддерживать низкий уровень цен на определенные товары. Однако сейчас эта идея себя изжила, социальные магазины становятся убыточными, и поэтому в “Народном” решили превратить их в дискаунтеры. “Этот формат сейчас наиболее перспективный из-за минимальной конкуренции: крупным российским и международным компаниям он неинтересен”, – говорит Пушкин.

В ближайшие два года как минимум пять гипермаркетов могут появиться в Нижнем. О своих планах заявили “Пятерочка” (гипермаркет “Карусель”), “Гиперцентр” (“Мосмарт”), “Доринда” (“О’Кей”), “Лента” и “Ашан”. Вынашивает планы открытия супермаркетов и сеть “Перекресток”. В Нижнем уже представлены супермаркеты “Рамстор”, Spar, “Эконта”, “21 век”, Olson, “Андреевский”, “Ассорти”.

Участники рынка и аналитики позитивно оценивают планы ритейлоров.

Сейчас в Нижнем нет магазинов такого формата, хотя место для них найдется в каждом жилом массиве, говорит директор нижегородского некоммерческого партнерства “Союз магазинов” Вадим Носов. В качестве удачного примера дискаунтеров Носов привел российскую сеть “Магнит” (более 1000 магазинов, для сравнения: у “Пятерочки” примерно 460 магазинов. – “Ведомости”), которая “не гонится за крупными площадями, а предлагает ограниченный ассортимент рядом с домом, за счет чего стала самой крупной сетью России по числу магазинов”.

Такие магазины перспективны для регионов, считает аналитик ФК “УралСиб” Марат Ибрагимов. Так как здесь покупательская способность ниже, чем в центре, и население привыкло совершать частые и недорогие покупки, добавил он.

А аналитик BBPG Consulting Алексей Тихомиров предупреждает, что с дискаунтерами можно и прогореть. “В Европе общая торговая наценка достаточно высокая – 50%, в дискаунтерах - 25%. А в регионах России наценки в дискаунтерах составляют 15–20%”, – поясняет генеральный директор консультационной компании “НИЦ “Русская линия” Олег Ермаков.

Начальник отдела развития группы компаний “Виктория”, развивающей в России сети дискаунтеров “Дешево” и “Квартал”, Игорь Николаев отмечает, что российские дискаунтеры постепенно трансформируются в гибридный формат, близкий к “магазину у дома”: расширяется ассортимент и вводятся дополнительные удобства для покупателей. С дискаунтеров начинала строить свою сеть и “Пятерочка”.

Уход в более “дорогие” форматы Николаев объясняет тем, что дискаунтеры не могут располагаться в спальных районах, так как стоимость аренды ликвидных помещений там постоянно растет. Этот формат ориентирован на минимизацию издержек, поэтому нынешние “дискаунтеры у дома” либо перейдут в другой формат, либо станут убыточными, пояснил он. В то же время Николаев не исключил, что нижегородские проекты могут оказаться успешными.