АНАТОМИЯ ЗДАНИЯ: Мебельный эксклюзив


Мебель – отнюдь не второстепенная составляющая современного офиса. За рубежом статус компании подтверждается и местом расположения офиса, и классом помещения, и его меблировкой. Такой же практики стараются придерживаться иностранцы, ведущие свой бизнес в России. Для российских компаний потребовался определенный срок, чтобы прийти к такому же пониманию вещей.

“Динамика развития рынка офисной мебели класса А напрямую связана с ситуацией на рынке коммерческой недвижимости, который в настоящее время переживает период расцвета, – говорит Анна Соколова, генеральный директор компании Concept. – Не только в столице – признанном законодателе общероссийских трендов, но и во многих крупных городах страны ведется строительство офисных комплексов, отвечающих мировым стандартам качества. Очевидно, что арендаторы новых помещений заинтересованы в создании интерьеров и оснащении их мебелью соответствующего уровня. Постепенно российские компании приходят к осознанию важности правильной организации рабочего пространства, ведь это является одним из главных элементов оптимизации бизнес-процессов. Кроме того, удобный, многофункциональный и просто красивый офис – это существенный мотивационный фактор для персонала”.

По словам Елены Рыжовой, менеджера по маркетингу компании “Офис Солюшнз”, современный офис создается таким образом, чтобы поддержать любой тип работы. С помощью мебели офис делится на зоны работы в команде, индивидуальной работы, на зоны in between – так называемые островки для проведения встреч в неформальной обстановке как между коллегами, так и с клиентами. “Правильно подобранная офисная мебель играет большую роль в формировании имиджа компании, – отмечает Михаил Гец, руководитель департамента коммерческой недвижимости консалтинговой компании Blackwood. – Компания, арендующая площади в современном и дорогом бизнес-центре, безусловно, захочет оборудовать его качественной и удобной офисной мебелью”.

Законодатели мод

В настоящее время в Москве работает не один десяток компаний, продающих качественную офисную мебель, но только несколько из них – представительства мировых мебельных брэндов – предлагают эксклюзивную мебель от известных дизайнеров и архитекторов. В их число входят компании Concept, “Офис Солюшнз”, BENE Мoscow.

Concept является эксклюзивным российским дилером и партнером компании Knoll, ведущего мирового производителя офисной мебели. К слову, более 30 мебельных шедевров Knoll находятся в экспозиции Музея современного искусства в Нью-Йорке. Компания сотрудничала и продолжает работать с ведущими архитекторами, дизайнерами и скульпторами планеты. Людвиг Мис ван дер Роэ, Флоренс Кнолл, Гарри Бертойя, Ээро Сааринен, Исаму Ногучи, Марсель Брейер , Фрэнк Гэри – лишь несколько имен из тех, что украшают историю компании. “Однако портфолио Knoll этим не ограничивается, – говорит Софья Боброва, ведущий специалист департамента дизайна и архитектуры Concept. – Компания активно работает с талантливейшими дизайнерами современности и ориентирована на привлечение новых специалистов. Возможно, их имена пока не включены в золотой список истории мебельного дизайна, но это лишь вопрос времени”.

Из современных дизайнеров Боброва отметила Карла Магнюссона, проработавшего в Knoll почти 30 лет. Он автор популярной коллекции офисной мебели Spello, стола Magnusson desk, кресла RPM chair. Джонатан Рид-Лейтбридж, в прошлом известный интерьерный дизайнер, вот уже восемь лет работает в Knoll. Его детище – офисная система KnollScope – одна из самых популярных офисных коллекций Knoll.

Так как мебель Knoll производится на фабриках, расположенных на разных континентах земного шара, стилистически она очень разнообразна. Американская мебель отличается своей монументальностью. Она масштабна, тяжеловесна, имеет достаточно объемные формы. Идея американского стиля – в открытом пространстве создать индивидуальные рабочие места – “ячейки” со своими столами, шкафами, тумбочками. Европейские коллекции по сравнению с американскими образцами более мобильные и легкие. Столешницы тоньше, линии менее классические. Мебель Knoll прекрасно вписывается в самые смелые дизайнерские решения современных офисов.

Компания “Офис Солюшнз” является дилером Steelcase – компании со 100-летней историей. У компании Steelcase помимо традиционной линии мебели представлена линия La Collection, так называемая коллекционная мебель, которая создается в сотрудничестве с такими известными дизайнерами, как Герард Саммут, создатель коллекции Grekko, офиса – шоу-рума самой Steelcase, а также офисных интерьеров для многих крупных компаний в Париже, или Риккардо Бофилл – создатель мебельной коллекции In fine для Steelcase, также он является автором генеральных планов новых городских районов. Жан-Луис Бертхет создал коллекции Carre Magique и Kvadrat, Mosais и работал над интерьерами в более чем 20 странах мира. Денис Вассет, член международного жюри Высшей школы графического искусства в Париже, участник основных международных выставок дизайна интерьеров, трудился над проектами организации пространства и меблировки банков, министерств, представительств крупных компаний по всему миру.

“Если говорить о некоторых линиях мебели широкого производства, то и здесь Steelcase не обходится без знаменитых дизайнеров, – говорит Елена Рыжова. – Японский дизайнер Исао Хосое – создатель офисных интерьеров по всему миру, обладатель многочисленных наград в области дизайна и создатель концепции “игровой офис”, стимулирующей человека быть креативным и свободным на рабочем месте, – создал для Steelcase линию системной мебели InterAct, поддерживающей разные стили работы в офисе. Главная идея такой мебели – соединить людей, рабочий процесс, технологии и создать гармоничное рабочее окружение.

Мастерская “Foster и партнеры” в сотрудничестве со Steelcase создала линию Forward, также позволяющую человеку мгновенно перестроиться от индивидуальной работы на коллективную. Дизайнер Глен Ливер Лоу в сотрудничестве с Steelcase создал кресло Think, “думающее за вас”, поддерживающее все стили работы и отвечающее потребностям каждого сотрудника. Таким образом, предлагая оригинальное решение рабочего помещения с помощью мебели, дизайнеры во главу угла поставили ее потребительские качества и “заставили” полностью подстроиться под рабочий процесс как офиса в целом, так и каждого сотрудника в частности.

Компания BENE Мoscow представляет продукцию BENE. “Она разработана известными архитекторами и дизайнерами, многие модели которых получили призы на международных мебельных выставках”, – говорит Никита Машковцев, руководитель проектов BENE Мoscow. Кай Стания, Христиан Хорнер и Йоханес Шерр – дизайнеры, которые определяют сегодня стиль мебели BENE. Большое значение придается цветовым решениям. Кай Стания разработал уникальную концепцию сочетания цветов, которая успешно применяется во многих проектах. В целом же продукцию, реализуемую компанией BENE, можно разделить на две части: поставленная на производственный поток и мебель, изготавливаемая по индивидуальному заказу. Стиль первой можно охарактеризовать как “современный, европейский, строгий, элегантный, в чем-то лаконичный, в чем-то ультрасовременный”. В части индивидуальной мебели BENE работает с известными архитекторами и дизайнерами, которые определяют концепцию авторской мебели, а специалисты BENE дорабатывают ее и запускают в производство. “В этой части главным образом соблюдается основная стилистика BENE, но возможны и отступления в другие стилевые направления, если это требуется проектом”, – отмечает Никита Машковцев.

Не только внешний вид

Дизайнерская мебель по сравнению с типовой, поставленной на производственный конвейер, выпускается в ограниченном количестве и занимает более высокую ступень как по эстетическим характеристикам, так и по качеству. Дизайн каждого предмета мебели подкреплен необходимой функциональностью, надежностью конструкций и высоким качеством исполнения и материалов. По словам Марии Чубаревой, менеджера по маркетингу Concept, в действительно качественной мебели от всемирно известного производителя продумана каждая мелочь. Форма и толщина столешницы, расположение ножек, регулируемые высота, наклон сиденья, степень жесткости спинки – все это призвано обеспечивать сотруднику максимальное удобство.

Специалисты отметили, что одной из характерных черт современной офисной мебели является ее гибкость, возможность легкой реконфигурации при увеличении штата сотрудников, изменении организационной структуры.

Отличие дизайнерской мебели состоит и в том, что она продумана на годы вперед, остается современной спустя десятилетия после ее разработки и практически не выходит из моды. Она полностью соответствует тенденциям текущего года, когда в моде простота линий, компактность, мобильность, эргономичность, многофункциональность рабочих станций.

По словам Елены Рыжовой, уходят в прошлое большие угловые столы и возвращаются компактные прямоугольные. Для удобства, чтобы все было под рукой, и для экономии пространства появляются так называемые второй и третий уровни – экраны для организации рабочей поверхности, панели, на которые крепятся полки и шкафы, – все это значительно экономит метраж офиса.

Стул hautе couturе

Мебель от дизайнеров с мировым именем пока что редкость в офисах столичных компаний. “Как правило, такая мебель пользуется спросом у истинных ценителей и знатоков мебели, понимающих, что такое Steelcase, – говорит Елена Рыжова. – Покупая серию La Collection, заказчики знают, что приобретают топ из топов – высшее из высшего. Потому наличие работ дизайнеров с именем, создающих офисы в разных странах мира, – это еще один немаловажный фактор, который многое скажет знатокам”.

По мнению Михаил Геца, необязательно выбирать одинаково дорогую дизайнерскую мебель для всего офисного пространства. Например, в офисе крупного банка для разных зон может быть выбрана мебель разного класса. Руководство и топ-менеджмент компаний зачастую хочет дифференцировать свое рабочее пространство. В кабинетах руководителей, как правило, стоит дорогая эксклюзивная мебель, кожаные кресла, шкафы из натурального дерева. Это вопрос престижа, возможность подчеркнуть свой статус. “В своих кабинетах руководство часто проводит важные переговоры, а дорогой качественный интерьер играет при этом важную роль, подчеркивает надежность компании”, – отмечает Гец.

По словам Анны Соколовой, поначалу клиентами Concept были только западные компании, осведомленные о том, что мебель Knoll отличается не только дизайном, но и качеством. К тому же студийная мебель универсальна, она уместна в классических интерьерах и ультрасовременных офисных пространствах, в корпоративных кафетериях и роскошных приемных зонах. Несмотря на то что некоторым моделям уже больше 50 лет, мебель остается современной.

В компании рассказали такой случай: пришедший в офис Concept заказчик искал мебель для переговорной комнаты. Он остановил свой выбор на креслах Brno, созданных Людвигом Мисом ван дер Роэ. “Они очень красивые, удобные и современные, – поделился он своими соображениями. – Но не выйдут ли они из моды лет через пять?” Как же удивился клиент, узнав, что эти кресла, созданные в 30-х гг. XX столетия, украшают офисы крупнейших компаний мира вот уже почти три четверти века.

“В последнее время наметилась тенденция к тому, что компании заказывают не отдельные предметы интерьера, а готовую концепцию офисного пространства, – говорит Михаил Гец. – При разработке такой концепции учитываются многие факторы, важные для конкретного заказчика, например вопрос размещения сотрудников, освещения”. Индивидуальный дизайн-проект позволяет более четко позиционировать компанию. “Важно отметить, что в последнее время доля российских компаний среди наших клиентов постоянно увеличивается, что является достаточно логичным и закономерным процессом”, – подчеркивает Никита Машковцев.

Одна российская управляющая компания пригласила Concept для создания интерьеров VIP-зон: reception, кабинета руководителя, а также зала, который мог функционировать как кафе для сотрудников, а при необходимости использоваться в качестве конференц-зала или помещения для переговоров с партнерами и клиентами. Помещение приемной должно было демонстрировать любому посетителю стабильное положение и высокий статус компании, не производя в то же время впечатления чрезмерной консервативности и косности. Ансамбль из созданной на заказ стойки reception из камня и кресел Barcelona черного и белого цветов, пожалуй, самая известная коллекция в истории мебельного дизайна XX в., созданная архитектором Людвигом Мисом ван дер Роэ. Эти кресла, идеально подчеркивающие классические интерьеры, выглядят неожиданно “технологично” в близком к стилю high-tech помещении офиса одной из ведущих финансовых групп. Металлические элементы декора, стеклянные перегородки и ультрасовременные светильники подчеркивают простоту и изысканность линий кресел Barcelona темно-бордового цвета.

Одним из крупных заказов компании Concept было создание офиса Peugeot. “Работа над офисом этого дизайн-лидера автомобильной

индустрии оказалась для нас особенно интересной, – рассказывает Анна Соколова. – Именно здесь, в яркой, артистичной и одновременно высокотехнологичной атмосфере, как нельзя более уместной оказалась мебель, вошедшая в историю дизайна XX в. Сделанная по индивидуальному заказу стойка reception немного возвышается над остальным пространством приемной зоны, темный мраморный пол которой отражает изогнутые силуэты мебельной группы. Невесомым, словно сотканным из воздуха и серебра креслам Diamond талантливейшего скульптора XX в. Гарри Бертойя вторит изгибами плетеной металлической основы стол Platner c прозрачной стеклянной столешницей. Через стеклянные стены расположенной в центре офиса переговорной комнаты видны рабочие места KnollScope, создающие структуру отделов внутри общего помещения open space. Поверхность рабочих столов и низких (для обеспечения дополнительного доступа света) шкафов одного цвета со стойкой reception и переговорным столом. Строгая и одновременно теплая переговорная комната, в которой органично смотрятся созданные более полувека назад стол Florence Knoll и кресла Brno Людвига Миса ван дер Роэ, создает атмосферу взаимного доверия и уважения”.

“К сожалению, многие компании, приобретающие авторскую коллекцию мебели, предпочитают это не афишировать, – говорит Елена Рыжова. – Поэтому, рассказывая о своих клиентах, в компаниях предпочитают давать о них только общую информацию”. В компании BENE Мoscow сообщили, что их клиентами были международные банки Credit Suisse First Boston, Raiffeisen Bank, HSBC, ING Bank; ведущие российские банки: Сбербанк, Внешэкономбанк, Внешторгбанк, МДМ-банк, БИН-банк; крупнейшие иностранные и российские компании: British American Tobacco, Boeing, TNK-BP, Coca-Cola, Vogue, Hochland, Lukoil, Ligett Ducat, Samsung и др.

Для российских компаний свойственны более традиционные стилевые решения с преобладанием массивной, “закрытой” мебели, для иностранных – напротив, современные, лаконичные по стилю с легкой, открытой мебелью. Разница в интерьерных решениях рабочих мест топ-менеджеров и сотрудников в западных компаниях не столь велика, это больше свойственно российским компаниям.

“В большинстве случаев стиль офисной мебели во многом зависит от сферы деятельности компании, – говорит Максим Жуликов, ведущий специалист по коммерческой недвижимости Penny Lane Realty. – Сложно себе представить офис финансовой группы или банка, в котором стоит яркая вычурная дизайнерская мебель. Скорее всего представители финансовой сферы, страховые, риэлторские, юридические, финансовые, банковские компании выберут нейтральные цвета и классический стиль. Это объясняется тем, что атмосфера, создаваемая мебелью и внутренней обстановкой в офисе, должна указывать на стабильность, надежность, финансовое благополучие и передавать уверенность в правильности сделанного выбора. Дизайнерская мебель более характерна как раз для компаний, занимающихся дизайном любого рода или относящихся к fashion-индустрии. Таким образом компания может ненавязчиво подчеркнуть свой вкус, креативность, изобретательность, способность воплощать передовые тенденции дизайна и моды в жизнь”.

Дорогое удовольствие

Мебель, созданную по чертежам знаменитых дизайнеров, вряд ли можно назвать дешевой, но, по мнению специалистов, она того стоит.

К примеру, розничная цена кресла Barcelona – около $6000. Если кресло является составной частью интерьера, разрабатываемого дизайнерами Concept, то цена немного ниже. Специалисты компании отметили, что в розницу предметы интерьера покупаются исключительно редко, в основном компании заказывают им разработку дизайн-проекта и уже по нему обставляют офис мебелью.

Дизайнерские столы из серии La Collection (“Офис Солюшнз”) ориентировочно стоят от $30 000 до $50 000 за штуку. Кресла – от $1500 до $5000–6000 в зависимости от выбора регулировок. “Наша компания предлагает комплексные решения для клиентов, в каждом случае это индивидуально, – говорит Елена Рыжова. – Мы не продаем просто мебель, мы предлагаем решение. Мы никогда не даем цены ни по телефону, ни при встрече, это было бы неправильно и не соответствовало бы нашей концепции работы с клиентом. У каждого клиента есть свои корпоративные скидки, предоставляемые не “Офис Солюшнз”, а компанией-производителем Steelcase, дилерами которой мы являемся. Например, у нас много западных клиентов, у которых во всем мире единый корпоративный стиль от Steelcase, соответственно, и скидки одинаковые”.

“Стоимость мебели отражает не уровень амбиций ее производителя, а все те технологические, эргономические и дизайнерские разработки, которые лежат в основе той или иной коллекции”, – утверждает Анна Соколова. “Если мы рассматриваем представительский офис, то здесь при выборе мебели компания опирается на тот факт, что фронт-офис – лицо компании, поэтому значительные финансовые затраты оправданны, так как поддерживают имидж компании на высоком и достойном уровне”, – говорит Максим Жуликов.

В компании BENE Мoscow отметили, что рынок эксклюзивной мебели интересный и динамично развивающийся во всех отношениях – объеме, потребностях и т. д., но в достаточной степени зависящий от благополучия экономики в России в целом.