АНАТОМИЯ ЗДАНИЯ: Отдохнуть на работе


Человек-футляр

О том, что от работы надо периодически отвлекаться, знают не только врачи. В советские времена такими местами для отдыха были общая столовая и курилка. Для некурящих и больных гастритом оставалось сидеть за рабочим столом. Для больших начальников, которые, конечно, не могли отдыхать вместе с простыми смертными, отводили маленькую комнатку, больше похожую на шкаф, по соседству с кабинетом. Кресло, темнота, тишина – что еще нужно для полноценного послеобеденного отдыха? Кстати, с такими комнатками-футлярами связаны забавные истории. Например, в одном НИИ начальник, которому по статусу такая комната не полагалась, но которому очень хотелось ее иметь, нашел выход из положения. В конце коридора располагалась небольшая ниша, где уборщица хранила свой инвентарь. Там находчивый начальник и оборудовал себе комнату отдыха, о которой долгое время ничего не знали. Но как-то в конце рабочего дня этот начальник вдруг понадобился более высокому начальнику. После долгих поисков его нашли спящим между швабр и ведер.

Перестроечные времена в принципе отменили понятие отдыха для сотрудников. Еще несколько лет назад при страшном дефиците

качественных офисных площадей отечественные компании почти не выделяли место для отдыха сотрудников. Хорошо, если в офисе была хотя бы небольшая комната, скудно меблированная (несколько диванов, журнальные столики), где можно было отдыхать.

“Нежелание организовать зону отдыха отчасти связано со стремлением наиболее эффективно использовать существующую площадь офиса для размещения рабочих мест, – говорит Наталья Соловьева, ведущий специалист отдела коммерческой недвижимости ЗАО “Русский дом недвижимости”, – отчасти с тем, что большинство руководителей считают допустимой паузу в работе только перерыв на обед, чашку кофе или перекур”. Добрая традиция все же давать людям возможность отвлечься от работы, отдохнуть начала возвращаться относительно недавно.

Подвешенный рояль

Было бы неверно утверждать, что сегодня сотрудникам офисов есть куда пойти в течение рабочего дня, чтобы снять накопившийся стресс. В России, как отметили в компании Swiss Realty Group, около 40% людей до сих пор обедают за рабочим столом. Как тут говорить о большем! Владельцы или арендаторы офисов редко уменьшают рабочее пространство в пользу так называемых софт-зон.

По словам Андрея Петрова, директора отдела офисной недвижимости компании Knight Frank, минимальное присутствие зон отдыха является характерной особенностью всех столичных бизнес-центров. В первую очередь это обусловлено тем, что офисный центр рассматривается многими профессиональными участниками рынка как место, где осуществляется экономическая деятельность компании. Что подразумевает наличие определенного пространства для ведения бизнес-переговоров. При создании бизнес-центров учитываются прежде всего потребности руководства компаний.

“Говоря о создании комнат отдыха или отдельных элементов, способствующих психологической разгрузке работающего персонала, следует учитывать незаинтересованность руководства компаний (выделять площади под такие цели)”, – добавляет Андрей Петров.

Наиболее распространенный элемент офиса, который назвать зоной отдыха можно с большой натяжкой, – лобби, или так называемая входная группа. Оно представляет собой большое внутреннее пространство с минимальной инфраструктурой и используется главным образом для ожидания деловых партнеров. Внутренний интерьер лобби, как правило, включает в себя мягкую кожаную мебель с журнальными столиками. Пресса представлена в основном профильными для большинства компаний-арендаторов бизнес-изданиями. Для полноценного отдыха это помещение использовать невозможно. Интерьер лобби настраивает на деловую атмосферу уже при первом посещении любого столичного офисного центра. “Сложно себе представить сотрудника какой-либо ведущей российской или международной компании, имеющей бизнес-интересы в российской столице, спокойно пьющего чашечку кофе и читающего свежую прессу в лобби, расположенном на 1-м этаже одного из многочисленных столичных бизнес-центров”, – считает Андрей Петров.

Хотя в проектировании входной группы встречаются примеры интересного решения внутреннего пространства в некоторых московских бизнес-центрах класса А. В Knight Frank отметили бизнес-центр на Большой Ордынке, где на 1-м этаже в лобби сооружен стеклянный подиум, над которым висит рояль.

По мнению специалистов компании Knight Frank, оформление входной группы прежде всего влияет на имидж каждого бизнес-центра, на его позиционирование перед потенциальными арендаторами. Арендатор оценивает практичность того или иного элемента интерьера лобби.

В настоящее время крупные компании, которые располагают квалифицированным штатом специалистов и стремятся создать для них благоприятную рабочую обстановку, делают более комфортабельные софт-зоны. Наличие такой зоны, по мнению Михаила Геца, руководителя департамента коммерческой недвижимости компании Blackwood, говорит о психологическом климате в компании и о том, насколько руководство заботится о своих сотрудниках. Целевое использование и внутрикорпоративная политика фирмы диктуют размер, расположение, дизайн и обустройство зоны отдыха. “Если эта зона предназначена только для отдыха сотрудников, то ее лучше располагать на пересечении вертикальных и горизонтальных потоков людей – в центральных холлах, атриумах, – рассказывает Михаил Гец. – Если она предназначена также и для деловых встреч, то ее расположение уместнее в конце коридора, в укромных местах, до которых не доходит гул офиса. Соответственно, оформление такой комнаты должно быть более строгим и выдержанным в определенном стиле”.

По данным Swiss Realty Group, чаще всего зона отдыха сводится к организации столовой или кафе для сотрудников (оно может быть и с телевизором, и с почти домашней обстановкой), иногда помещение для курения оборудуется мягкой мебелью, журнальными столиками, аквариумами или устраивается крохотный зимний сад с небольшими фонтанчиками. Небольшое кафе или ресторан, которые способствуют неформальному общению деловых партнеров, обычно располагаются на 1-м этаже офисных центров. Размещение кафетерия, даже если в офисном здании есть столовая, достаточно

эффективно. “Это не только дополнительный доход для владельцев, но и приятный плюс для арендаторов”, – полагает Гец. Самым же удачным отдыхом для сотрудников любого офиса, на его взгляд, стала бы массажная комната: “Ведь большинство проводят рабочий день, сидя за компьютером”.

Бывают и нетрадиционные варианты оформления комнат отдыха. В архитектурной мастерской “НЕФА” рассказали, что им однажды довелось оформлять нечто необычное. Это был кабинет психологической разгрузки для сотрудников одной золотодобывающей компании.

Еще пример – в офисном здании, расположенном в Малом Афанасьевском переулке, 7, в подвале расположены бассейн и сауна. Бывший хозяин здания увлекался рыбалкой и военной атрибутикой. Поэтому и подвал был оформлен в соответствующем стиле.

Как сообщили в Blackwood, в офисном особняке на Ордынке, 7, стр. 2, планировалось размещение зоны отдыха с джакузи, оформленной в радостных тонах – яркие розовый и зеленый.

Еще один вариант снятия стрессов предложил своим работникам руководитель компании, увлекающийся игрой “Мафия”. Время от времени в добровольно-принудительном порядке после рабочего дня сотрудники собирались в специальной комнате, где им предлагалось “убить” кого-то из коллег, так как “у того глаза какие-то хитрые”. Сражения Комиссара с бандитами, бандитов с Комиссаром и добропорядочными гражданами, по наблюдениям руководства, способствовали сплочению коллектива и более эффективному решению конфликтных ситуаций.

Самым же популярным местом, как и прежде, остается курительная комната. Она, конечно, должна иметь очень хорошую вытяжку и никоим образом не соприкасаться с другими офисными помещениями, чтобы некурящие сотрудники не испытывали дискомфорт. Но курилки, как отметили в “НЕФА”, приходится проектировать все реже – многие крупные фирмы курение не поощряют. И вообще, по наблюдениям “НЕФА”, проектирование и организацию зоны отдыха в офисе заказывают нечасто.

“Как правило, подобные объекты инфраструктуры размещают на неликвидных площадях, – добавляет Максим Жуликов, ведущий специалист по коммерческой недвижимости Penny Lane Realty, – например, в огромном бизнес-центре есть большие по площади подвальные помещения, где можно разместить фитнес-клуб или кафе, также довольно часто используются свободные площади 1-го этажа”.

Лукавство бизнес-центров

В некоторых бизнес центрах зона отдыха естественным образом расширяется за счет ввода в эксплуатацию небольшого фитнес-центра, спортзала, иногда оборудованного массажным кабинетом. Эти объекты используются арендаторами конкретного офисного центра, так как цены на предоставляемые услуги значительно отличаются от цен в специализированных московских фитнес-центрах. К тому же сказывается эффект близкого соседства с рабочим местом. Многие сотрудники компаний-арендаторов пользуются услугами этих фитнес-центров до, после и во время рабочего дня. “Наличие таких рекреационных опций является очевидным конкурентным преимуществом, которое дает руководству компаний, заинтересованному в хорошей физической форме и психологическом состоянии собственных сотрудников, дополнительные преференции, – говорит Андрей Петров. – В итоге все это положительным образом сказывается на эффективности бизнес-процессов внутри компании”.

Максим Жуликов отмечает, что в центре столицы инфраструктура достаточно развита и необходимости в создании каких-либо зон отдыха в бизнес-центрах просто нет. “В то же время потенциальные арендаторы заинтересованы в том, чтобы их сотрудник не терял много времени на поиски места, где он мог бы пообедать или провести встречу с партнером (клиентом) в неофициальной обстановке. Большим плюсом является наличие фитнес-клуба в бизнес-центре, поскольку активный и здоровый образ жизни довольно актуален последние несколько лет”, – говорит он.

Однако не всегда инфраструктурные новшества находят понимание у сотрудников. Так, во 2-м Обыденском переулке, 2, во внутреннем дворе было построено отдельное здание, в котором разместили небольшой фитнес-зал для сотрудников офиса. “Однако этот зал не пользовался популярностью, поэтому долго не просуществовал, – говорит Гец. – И в результате здание было продано под офис”.

Для реализуемых сегодня в соответствии с международными стандартами офисных проектов характерно одновременное расширение перечня объектов вспомогательной инфраструктуры. “Она может включать ресторан, отделение банка, газетный киоск, туристическое агентство, фитнес-центр, различные торговые помещения, – рассказывает Регина Лочмеле, аналитик офисной недвижимости Colliers International. – Эта инфраструктура ориентирована не только исключительно на арендаторов бизнес-центра”. В качестве примеров таких строящихся бизнес-центров Регина Лочмеле приводит проекты “Аврора Бизнес-парк 2-я очередь”, “Капитал Плаза на Лесной”, “Эрмитаж Плаза”, “Бизнес-парк Крылатские Холмы”.

Максим Жуликов в качестве яркого примера бизнес-центра с развитой инфраструктурой привел бизнес-центр “Чайка Плаза 2”. Здесь есть кафе, рестораны, отделение банка, банкомат, центральная рецепция, салон красоты, столовая. “Этот бизнес-центр является исключением из негласного правила: чем лучше развита инфраструктура в бизнес-центре, тем дальше он находится от центра города”, – добавляет эксперт.

Наиболее интересным проектом с зонами отдыха в Knight Frank считают деловой центр Citydel. Он включает в себя бассейн, фитнес-центр, зону SPA, ресторан, уютную кофейню, застекленный атриум с дополнительной зоной отдыха. Красивая зона отдыха (колонны, скульптуры и т. д.) спроектирована в бизнес-центре “Усадьба” (Вознесенский переулок, 22).

Расширение перечня дополнительной инфраструктуры актуально в связи с тенденций децентрализации рынка и смещения деловой активности девелоперов в районы вдоль Третьего транспортного кольца. “Срединный пояс Москвы характеризуется в отличие от Центрального делового района города гораздо меньшей степенью развитости социальной инфраструктуры (как, например, кафе и рестораны, развлекательные и торговые центры), – отмечает Лочмеле. – В этих условиях грамотная разработка концепции размещения вспомогательной инфраструктуры, способствующей созданию эффективной деловой среды офисного здания, имеет стратегически важное значение с точки зрения создания бизнес-центра, соответствующего международным стандартам и обладающего серьезным конкурентным преимуществом”.

Побочным эффектом обширной инфраструктуры и возможности отдохнуть на своем рабочем месте является... удлинение трудового дня. “В больших бизнес-центрах нередко имеется обширный набор заведений: кафе, рестораны, магазины, спортивные залы. Это пришло к нам с Запада и делается, можно сказать, не совсем бескорыстно по отношению к сотрудникам, – считает Наталья Соловьева. – Замечено, что человек, удовлетворивший свои личные потребности (будь то еда, шопинг, небольшая тренировка), уже не так торопится домой и нередко задерживается на рабочем месте”.

Пираньи-психотерапевты

Обустройство зон отдыха наиболее характерно, разумеется, для руководства. Как минимум это аквариум с пираньями, на которых может любоваться сотрудник во время длинных нотаций босса. Более комфортный вариант – персональная комната отдыха. Ее наличие рядом с кабинетом, так же как и персональная переговорная, не только служит практическим целям, но и определяет статус хозяина. Такие зоны, как рассказали в “НЕФА”, бывают весьма разнообразными. В них могут быть расположены сауна, рабочее место массажиста или небольшой тренажерный зал. Все зависит от желаний владельца и его положения в фирме. Как правило, крупные компании предоставляют такие зоны топ-менеджерам, а в небольших успешных фирмах обладателем VIP-зоны становится руководитель, являющийся одновременно владельцем фирмы. Например, в офисном особняке на Нижегородской улице, 79, зона отдыха, рассчитанная только на руководство компании, включает в себя VIP-сауну, мини-бассейн и несколько тренажеров.

Наличие и разнообразие зон отдыха полностью зависят от потребностей и возможностей арендатора, говорит Жуликов. Ценовая вилка обустройства софт-зоны велика. По данным Blackwood, по самым скромным расчетам, в $500 обойдутся элементарные стулья и столы. Дизайнерское оформление с кожаной мебелью, закрытыми аквариумами и проч. потребует значительных средств, иногда превышающих $5000–10 000 в зависимости от размера комнаты и ее наполнения.

Что немцу хорошо, для русского...

На прогрессивном Западе послеобеденный сон на работе давно перестал восприниматься как нонсенс и что-то неприличное. Как писали “Ведомости” в декабре 2004 г., в Нью-Йорке открылась компания Metronaps, предлагающая специальное запатентованное компанией кресло для расслабления. “Наша цель, – заявил тогда один из основателей Крис Линдхолст, – обеспечить людей местом, где они могут вздремнуть”. Спрос на подобное изобретение оказался довольно высок, что неудивительно. Исследования, проведенные вашингтонским Фондом по проблемам сна, утверждают, что бессонница и регулярное недосыпание наносят экономике США ущерб в $18 млрд в год.

И в стране трудоголиков Японии сон во время рабочего дня уже давно стал традицией. Проведенные исследования подтвердили, что сотрудники, которые позволяют себе немного подремать, работают эффективнее тех, кто предпочитает бодрствовать. Правда, спать требуется недолго – 10–15 минут легкой дремоты вполне достаточно для полноценного отдыха. Если проспать дольше, как утверждают специалисты, наступает глубокий сон и, проснувшись, человек чувствует себя более утомленным.