Инструменты психотерапевта


Дизайнер Рэндалл Скотт Томас никогда не был поклонником психоанализа и до последнего времени не представлял, как выглядит психотерапевтическая кушетка. Но два года назад с ним связалась Доун Райзинг, психоаналитик из Сиэтла, которая открывала кабинет и не могла найти в мебельных магазинах ничего подходящего. Она была знакома с работами Рэндалла Скотта Томаса и показала ему картинку из журнала – кушетку с подголовником, но без подлокотников, без спинки, чем-то напоминающую шезлонг, на котором можно было бы лежать, а не сидеть.

В качестве обивки вместо традиционной кожи была использована ткань темно-синего цвета. “Кожа может быть холодной, а я хотела что-то располагающее, но классическое, что говорило бы моим пациентам: это место не для сна, а для размышлений”, – говорит Райзинг. Как и другие психоаналитики, она уверена, что, когда пациенты откидываются на кушетку, а врач находится вне поля зрения, они расслабляются и начинают рассказывать о своих фантазиях и глубоко скрываемых желаниях и страхах.

Для 47-летнего Томаса наибольшую трудность представлял расчет угла наклона подголовника. “Когда вы лежите, пояснице не нужна поддержка, но голова и плечи должны хорошо поддерживаться, – говорит он. – Важно сделать так, чтобы пациент не заснул и не скатился на пол или не утонул в слишком мягких подушках”.

Готовая кушетка вызвала восторг Райзинг и ее коллег, которые начали размещать заказы у Томаса. Неожиданный всплеск интереса подтолкнул Томаса к созданию компании Analytic Couch, производителя мебели для психотерапевтов. В настоящее время она предлагает пять стандартных моделей кушеток стоимостью от $1550 до $3080 одинакового размера (74 см в ширину и 203 см в длину), но с разной обивкой и формой ножек. Позже предприниматель выяснил, что у него есть конкуренты. Например, Prestige Furniture & Design Group из Куинса, Нью-Йорк, делает кушетки для психоаналитиков уже более 50 лет. Во времена расцвета психоанализа в 1960-е и 1970-е гг. Prestige продавала тысячи кушеток компаниям, торгующим медицинским оборудованием, которые, в свою очередь, поставляли их в больницы и кабинеты психиатров. “У нас даже был специальный завод по выпуску кушеток”, – говорит 75-летний Фред Брафман, один из основателей Prestige Furniture.

Prestige Furniture по-прежнему готова выполнить заказ, некоторые из ее моделей недавно были использованы как реквизит для театральных постановок и фильмов. Но особой активности на рынке не проявляет. “Спрос сейчас совсем не тот, что раньше”, – говорит Брафман. Однако многие клиенты Analytic Couch утверждают, что, до того как познакомились с компанией, не знали, где можно купить кушетку. “Мы помогаем психоаналитикам искать помещение и даем рекомендации пациентам, но покупка мебели до последнего времени была нерешенной проблемой, хотя мы и постоянно наводили справки о возможных поставщиках”, – говорит Мэтью Ван Умверт, библиотекарь Нью-Йоркского психоаналитического института, который сам учится на психоаналитика. Теперь поиск не составляет большого труда – Analytic Couch принимает заказы через Интернет и намерена гораздо активнее вести себя на рынке.

Впрочем, не стоит напрямую связывать интерес к психотерапии с объемом продаж специализированной мебели. Для некоторых психоаналитиков совершенно не важно, как выглядит кушетка, многие предпочитают самые обычные диваны. По словам психоаналитика Пруди Гургюшон из Нортфилда, штат Иллинойс, когда несколько лет назад она купила сделанную на заказ кушетку, ее пациенты “боялись к ней подойти”. “Она выглядела слишком формально, и им не хватало моего старого скрипучего дивана со спинкой, на котором они чувствовали себя защищенными”, – рассказывает она. В конце концов она отказалась от классической кушетки и купила в магазине обычный кожаный диван.

Специалисты припоминают, что даже основателю метода психотерапии Зигмунду Фрейду не пришлось покупать свою кожаную кушетку, покрытую персидским ковром, – он получил ее в подарок от одного из пациентов. Фрейд считал, что лежа легче справляться со своими страхами, но, кроме того, позже он признавался, что у него были личные мотивы. “Я не выдержу, если на меня будут глазеть по восемь часов в день (или даже больше), – писал он. – Когда я слушаю пациента, у меня тоже возникают… бессознательные мысли, я не хочу, чтобы выражение моего лица… влияло на то, что говорит пациент”.

И поныне, приобретая мебель, психотерапевты заботятся не только об удобстве пациентов, но и о своем собственном. “Если вам приходится сидеть целый день, лучше найти очень удобное кресло”, – считает нью-йоркский психоаналитик Леон Хоффман. Понимая это, Томас разработал специальную модель кожаного кресла для психотерапевтов, которое хорошо поддерживает спину и шею. (WSJ, 7.06.2005, Ирина Окунькова)