Мегасделки “Газпрома”


Газпромбанк еще в 2003 г. начал скупать энергетические активы, потратив на это в общей сложности $2 млрд. В итоге “дочка” монополии собрала более чем 10% акций РАО “ЕЭС России” и блокирующий пакет акций “Мосэнерго”. Теперь эти активы “Газпром” решил забрать у “дочки”, передав ей взамен свои медийные активы, объявил предправления монополии Алексей Миллер. “Правление предложит совету директоров принять решение о консолидации энергетических активов в специализированной 100%-ной “дочке” “Газпрома”, – сказал он.

Источник в “Газпроме” поясняет, что обмен проводится для обособления непрофильного медийного бизнеса. Но медийные активы стоят дешевле энергетических. Исходя из капитализации РАО и “Мосэнерго” доли в них стоят $1,7 млрд. По словам первого замгендиректора “Газпром-Медиа” Михаила Кротова, консолидированная прибыль “Газпром-Медиа” за 2004 г. составит “более $100 млн”, но у компании долг перед “Газпромом” около $600 млн. Если бы “Газпром-Медиа” не имел долгов, то стоил бы около $1 млрд, говорит управляющий директор фонда Delta Private Equity Partners Кирилл Дмитриев.

“Передача медийных активов на баланс Газпромбанка приближает их к продаже: аналогично тому, как “Газпром” продал свою страховую компанию “Согаз”, Газпромбанк может быть продан вместе со всеми медийными активами”, – рассуждает топ-менеджер одного из медиахолдингов. Впрочем, Миллер утверждает, что у “Газпрома” нет планов продавать Газпромбанк или медийные активы.

“Исходя из политической ситуации продать активы “Газпром-Медиа” будет сложно, – считает Дмитриев. – Так что единственный эффект может быть связан с финансовыми вливаниями, в частности в НТВ”. Он напоминает, что в 2002 г. “Газпром” потратил на “разные формы поддержки” НТВ и других телевизионных активов около $44 млн.

Президент Института энергетической политики Владимир Милов отмечает, что Газпромбанк гораздо более свободен в операциях с активами, чем “Газпром”. Поэтому банк может использовать медийные активы для каких-либо сделок – например, продать или использовать в качестве залога.

А директор по корпоративным исследованиям Hermitage Capital Management Вадим Клейнер добавляет, что для “Газпрома” имеет смысл развивать собственную энергетику, если цены на электричество будут расти быстрее, чем цены на газ. “Но пока мы наблюдаем обратное”, – резюмирует Клейнер.

Два источника, знакомых с ситуацией, утверждают, что Сенкевич может быть назначен вице-президентом Газпромбанка. “Из того, какие активы в последнее время проходили через Газпромбанк, можно сделать вывод, что банк в основном работает с собственностью, которая продается или покупается. Поэтому я не исключаю, что в подконтрольные “Газпром-Медиа” неполитические активы – например, “Семь дней”, ТНТ или “НТВ-Плюс” – может прийти неполитический медиаинвестор, возможно даже иностранный”, – рассуждает Алексей Макаркин из Центра политтехнологий. В “Газпром-Медиа” отказались комментировать возможное назначение Сенкевича, сославшись на то, что оно пока не состоялось.