Обидеть может каждый


Налоговые органы имеют право проводить выездные и камеральные проверки налогоплательщиков. Если во время этих проверок у них возникает сомнение в достоверности данных, предоставленных налогоплательщиком, Налоговый кодекс (НК) разрешает чиновникам провести встречную проверку – потребовать у других лиц “документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика”. Если проверяемая фирма и ее контрагенты находятся в разных регионах, то проверяющие чиновники до сих пор переправляли им свой запрос через налоговую инспекцию, к которой приписана компания.

Но с начала 2005 г. порядок изменился – теперь компании получают запросы о предоставлении документов от налоговиков со всей страны. В управление Федеральной налоговой службы (ФНС) по Воронежской области “нередко” поступают звонки от возмущенных ситуацией налогоплательщиков, говорится в письме от 3 мая главного налогового инспектора отдела контрольной работы управления Ирины Дягилевой. Недовольным она разъясняет, что автор новшества – ФНС, которая в декабре 2004 г. утвердила новый внутриведомственный (для служебного пользования) регламент проведения встречных проверок. В документе описаны и правила, по которым запрашиваются документы у компаний. “Прежде чем отказать налоговому органу в предоставлении запрашиваемых документов, хорошенько подумайте о возможных последствиях”, – резюмирует в письме Дягилева.

Старый порядок был неудобен для налоговиков: за время, пока почта доставит требование одной налоговой инспекции в другую, пока та запросит нужные документы у налогоплательщика и переправит их обратно, “могли закончиться два месяца, отведенные на выездную проверку”, поясняет чиновник ФНС. Еще в 2004 г. тогдашний начальник департамента организации налогового контроля службы Виктор Сашичев призывал инспекцию, проводящую проверку, самостоятельно требовать нужные ей документы у контрагентов проверяемых компаний.

Но изменениями очень недовольны бизнесмены, замечает финансовый директор строительной компании. Сильно выросли почтовые расходы, поскольку переправлять налоговикам приходится подчас “тысячи страниц документов”, говорит налоговый менеджер крупного промышленного холдинга. Вдобавок компания может “налететь на штрафы”: почта редко успевает доставить за шесть дней все отправления, добавляет его коллега из другой компании.

Местная налоговая инспекция имеет актуальные данные о почтовом и юридическом адресе компании, а “чужая” может не знать, что он переехал, напоминает директор юридического департамента “Русфининвест-аудит” Дмитрий Костальгин. Например, во время проверки одного из его клиентов налоговики разослали встречные запросы примерно 50 контрагентам фирмы и, получив от части из них ответы, что адресат “не числится”, решили, что контрагенты “подставные”, а налогоплательщик “недобросовестный”, сетует Костальгин. За три года, которые отводит НК на проверку, партнеры компании могут менять адреса по нескольку раз, поясняет он.

Самих встречных проверок в последнее время стало “на порядок больше”: без них, например, невозможно возместить экспортный НДС, замечает замдиректора департамента налогов и права ФБК Юрий Воробьев. А запрашивают налоговики, как он говорит, “все подряд”: не только договоры контрагента с проверяемым и счета-фактуры, но и налоговые декларации, книгу продаж, регистрационные документы. Готовя к принятию правительственные поправки в первую часть НК, депутаты обяжут налоговиков требовать документы через “родную” инспекцию налогоплательщика, надеется руководитель экспертного совета по налоговому законодательству Госдумы Михаил Орлов. “НК не обязывает нас отправлять документы всем, кто об этом попросил”, – поддерживает его налоговый менеджер крупного холдинга.