ОРИЕНТИРЫ: Здесь вам не Канны


Все остаются довольны и собираются на том же месте и в тот же час уже на следующий год. Вот почему число посетителей международных выставочных салонов с каждым годом неуклонно растет. Более того, правильно организованная выставка позволяет городу расцветать не только весной, но и в любое время года. Взять хотя бы Канны (Франция). Это маленький, неприметный городок на Лазурном берегу, который в будние дни не в сезон можно сравнить с подмосковными Мытищами или Королевым. Между тем Канны сказочно преображаются в период проведения ежегодных международных инвестиционных салонов по недвижимости – MIPIM и MAPIC. Расцветают все: владельцы гостиниц и ресторанов, туроператоры и торговые центры. А главное – организаторы вышеозначенных выставок. На следующий год они вкладывают в бизнес еще большие деньги, и все повторяется.

В России климат суровый. Наверное, это отчасти сказывается и на развитии регионального выставочного бизнеса. Взять хотя бы проходивший в конце мая 2005 г. X юбилейный салон Realtex-2005. Несмотря на то что, по данным организаторов, выставку, занимавшую 10 000 кв. м, посетило 6400 посетителей и экспонировалось 240 компаний из 16 стран мира, она не оправдала ожиданий ряда участников. Обескураженные посетители недоуменно бродили по стендам не менее обескураженных участников. У обеих сторон создавалось впечатление, что их попросту надули, причем за их же деньги. На сегодня стоимость 1 кв. м оборудованного стенда на выставке составляет 285 евро, стоимость регистрационного взноса – 500 евро с компании (общая сумма составляет 785 евро, что немало даже по среднеевропейским расценкам). Билет для посетителей стоил 100 руб.

Можно отнести неудачу на счет смены традиционного места проведения выставки Realtex. Если до пожара выставка проводилась в Манеже на Охотном Ряду, то последние два года она кочует. В прошлом году ее приютил рыночный “Олимпийский”, а в этом – пафосный “Экспоцентр”. Несмотря на в общем-то раскрученное место, широкую рекламную кампанию и патронаж правительства Москвы, посетителей было немного даже в день открытия. Хотя первые лица компаний-экспонентов и высокие городские чиновники балуют Realtex своим присутствием только именно в этот день, да и то в рамках официальной пресс-конференции.

Выставка и параллельная программа конференций технически была организована добротно (организатор – австрийская компания MSI имеет большой опыт выставочной деятельности, но работает без “чувства рынка”, без должного контента, интересного экспонентам и посетителям.

Не меньше недоумения вызывала и “выставка”, состоявшаяся в рамках VIII Национального конгресса по недвижимости. Кроме стендов нескольких СМИ (информационных спонсоров конгресса) там присутствовали всего две риэлторские компании – правда, крупные: “Миэль-Недвижимость” и “Бест-Недвижимость”. Общая площадь выставки, сравнимая с размерами небольшого гостиничного холла, – это более чем скромно. Вероятно, в последнем случае проблема состоит в том, что Российская гильдия риэлторов (РГР), равно как и некоторые другие саморегулируемые общественные организации, – структура малобюджетная. Вот почему проводимый РГР конгресс ни в коей мере не может пока соперничать по размаху хотя бы в первом приближении с ежегодным Конгрессом Национальной ассоциации риэлторов США (НАР).

Сравним Realtex с ровесником – специализированной выставкой по торговой недвижимости MAPIC, которая также недавно отметила свое десятилетие. Несмотря на меньшую по размерам выставочную площадь (8152 кв. м), в MAPIC-2004 приняло участие 798 компаний-экспонентов из 67 стран мира. То есть в 3,3 раза больше, чем было на Realtex. Общее число участников в MAPIC сравнимо с Realtex-2005, однако целевая аудитория гораздо шире: в выставке приняли участие 3299 компаний, 102 из которых – российские. Впрочем, данное сравнение не совсем корректно, так как MAPIC охватывает лишь один сегмент огромного рынка недвижимости – торговую недвижимость, тогда как Realtex декларирует более широкий спектр участников “Инвестиции в строительство и недвижимость”. В этой связи, возможно, логичнее было бы сравнить Realtex с MIPIM – ежегодным инвестиционным салоном, которому уже более 15 лет. Итак, в MIPIM-2005 принял участие 17 641 человек из 74 стран мира. Общая площадь экспозиции составила 18 251 кв. м. Здесь были представлены 2051 компания-экспонент и 3890 инвесторов. Около 70% участников салона MIPIM-2005 – представители топ-менеджмента.

Примечательно, что за прошедший год российские компании принимали активное участие в обоих салонах: так, в MAPIC-2004 приняло участие 102 российские компании, а в MIPIM-2005 – 94. Последний показатель позволил России занять 5-е место по национальному количественному составу участников.

Регистрационный взнос за участие в MAPIC с учетом налогов составляет 1076 евро, в MIPIM – 1411 евро, незарегистрированному участнику пройти невозможно. Стоимость 1 кв. м стенда в зависимости от зоны на MAPIC колеблется от 801 до 848 евро, сюда входит бесплатная регистрация 10 человек на стенде. На MIPIM 1 кв. м стенда стоит от 775 до 860 евро и предполагает бесплатную регистрацию четырех человек на стенде.

Почему же российские риэлторские и девелоперские компании не жалеют значительных денег на участие в международных выставках (в 1411 евро обходится регистрационный взнос, плюс авиабилет, плюс проживание в гостинице, плюс командировочные), а свои, отечественные, все чаще игнорируют? Ответ прост. Российские компании – участники международных выставок справедливо рассматривают свое присутствие на крупнейших салонах как неотъемлемую составляющую бизнеса. Не последнюю роль играет и высокая концентрация первых лиц компаний и представителей разного уровня администраций на международных выставках. Доступны не только многочисленные иностранные партнеры и чиновники, но и свои, российские, руководители московских и федеральных ведомств. Если в Москве аудиенции с ними приходится ждать месяцами, то в Каннах встречи назначаются одна за другой.

А что же с выставками российскими? Затраченные компаниями-участниками деньги не “отбиваются”. Участие в таких выставках сохраняет смысл разве что для весьма ограниченного числа структур, главным образом тех, в которых государство хотя бы частично выступает акционером. Им выделяются из бюджета деньги на участие в выставках, поэтому сами эти компании как минимум ничего не теряют.

Получается замкнутый круг. С одной стороны, российские риэлторы и инвесторы не считают участие в выставках эффективным средством развития бизнеса. С другой – активно стремятся принять участие в действительно рабочих, результативных выставках. Находя таковые за пределами России.

Очевидно, что российским компаниям – организаторам выставок необходимо планомерно развивать и грамотно строить выставочный бизнес. Потенциал у российского рынка недвижимости для этого есть, остается его реализовать. Тогда и в Россию потянутся многочисленные иностранные участники, а экспоненты будут обрастать клиентами. Тогда все больше и больше выставки будут восприниматься как необходимая составляющая риэлторского и девелоперского бизнеса, а не как пустые затраты на невнятный имидж.