От каждого по возможностям


А для компаний новация может обернуться миллиардными потерями. Если под совокупным годовым доходом предприятия понимать выручку, то, например, для “Новосибирскэнерго” “условная ставка” штрафа в этом году будет составлять 19,2 млн руб., при том что крупным компаниям приходят десятки штрафов в месяц. Годовая выручка таких компаний, как “ЛУКОЙЛ”, “Газпром”, “Сургутнефтегаз”, “Сибнефть”, “Норильский никель”, ТНК-BP, “Северсталь”, “ВымпелКом”, МТС, РАО “ЕЭС России” исчисляется “десятками миллиардов долларов”, а значит, на порядок выше будут и штрафы, говорит директор аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский. С такими ставками чиновникам для пополнения бюджета будет достаточно сосредоточиться на штрафах “сотни крупных предприятий”, опасается представитель крупной нефтяной компании. А КоАП сможет стать новым “орудием межкорпоративных войн”, беспокоится он. “Такая шкала [штрафов] для крупных компаний может превысить денежные санкции по уголовным наказаниям и грубо нарушит всеобщий правовой принцип равенства наказания, а еще станет неплохим источником дохода для госчиновников”, – соглашается управляющий партнер компании Timothy’s Евгений Тимофеев. “Это [предложение ЛДПР] просто нельзя воспринимать всерьез”, – убежден Дашевский.

Дифференцировать административные штрафы в зависимости от дохода нарушителей предложили лидер ЛДПР Владимир Жириновский и три его соратника по партии – Сергей Иванов, Игорь Лебедев и Егор Соломатин. Они внесли в Госдуму поправки к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), по которым для расчета штрафа чиновникам надо поделить 4% от годового дохода правонарушителя на размер среднего для страны прожиточного минимума и умножить на минимальный размер оплаты труда (МРОТ, сейчас – 100 руб.). Полученная таким образом ставка и заменит МРОТ: реальный штраф для физлица по КоАП составляет от одной десятой до 25 его размеров, а для должностных и юридических лиц – до 50 и 1000 размеров соответственно.

Для “богатого 100 руб. – копейки, а для пенсионера, живущего на прожиточный минимум, – непосильная сумма”, поясняет смысл поправок Иванов. Годовой доход нарушителя за прошлый год, по его мнению, легко узнать у налоговиков, а размер прожиточного минимума ежегодно устанавливает правительство. Подобная система действует в Финляндии и Швеции. “В 2001 г. с президента компании Nokia Пекка Ала-Пиетила финские гаишники содрали штраф в 35 000 евро за проезд на красный свет”, – вспоминает президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

Однако поправки ЛДПР могут увеличить штрафы для подавляющего большинства россиян – всех, чей доход превышает 5500 руб. в месяц. Например, при зарплате 6000 руб. штрафы будут рассчитываться исходя из ставки в 118 руб., а при зарплате в $3000 – 1762 руб. Средний по стране доход, по данным Росстата, – 10 850 руб. в месяц. При нем проезд без билета на электричке “обойдется” в 212 руб., а езда со скоростью 100–120 км/ч по большинству городских магистралей – в 212 до 636 руб.

Но и для физлиц предложенный подход будет неэффективным, считают опрошенные “Ведомостями” эксперты. По мнению Травина, ориентироваться на налоговые декларации граждан бессмысленно: там они указывают “только те доходы, которые им выгодны, например, для получения крупных кредитов”. Он предлагает брать штрафы в зависимости от “имущественного положения” нарушителей. Руководитель департамента налогов и права компании “Бейкер Тилли Русаудит” Эдуард Кучеров сетует, что число органов, которые получат в результате поправок доступ к данным налоговых инспекций, вырастет с 30 с лишним до 2 млн и “застопорит работу и без того загруженных” инспекторов. По мнению руководителя направления межбюджетных отношений Центра фискальной политики Александра Дерюгина, реформа провалится без введения электронного документооборота. К тому же данные о доходах физлиц налоговики сводят к середине следующего за отчетным года, а учитывать их финансовое положение за полтора года до правонарушения “необъективно”, потому что оно быстро меняется, замечает Кучеров.

Риск получить большие штрафы заставит людей скрывать доходы: даже сейчас “большинство владельцев дорогих автомашин – неработающие люди”, напоминает руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Олег Митволь. А в случае принятия поправок “безработными” будет выгодно становиться и тем, кто сидит за рулем автомобиля, полагает бывший начальник Главного управления ГИБДД, сенатор Владимир Федоров.

Судьбу поправок определят два профильных думских комитета – по социальной политике и по конституционному законодательству. По мнению председателя социального комитета “единоросса” Андрея Исаева, реформа провалится: “Наказание не должно зависеть от имущественного положения”.