Предчувствие не обмануло


Получив главный приз ММКФ – “Золотого Георгия”, Алексей Учитель взял реванш за поражение своего фильма “Прогулка” двухгодичной давности. То, что итог Московского кинофестиваля будет именно таким, можно было предположить еще три недели назад, когда картина по сценарию Александра Миндадзе была изъята из конкурса фестиваля “Кинотавр” и отправилась на конкурс ММКФ. Было бы не резонно просто так, без верного расчета, поругаться с фестивалем Александра Роднянского.

Безотносительно качества картины Учителя, а также других конкурсных фильмов нельзя не отметить, что время снова определяет культурный контекст: в советские времена на ММКФ было принято поощрять отечественное – эпоха неосоветская эту патриотическую традицию возрождает. Еще перед фестивалем директор программ Кирилл Разлогов предупредил, чтобы больших западных звезд на фестивале не ждали. Не исключено, что в условиях постепенной герметизации культуры необходимость в них отпадет окончательно. На этом фоне нельзя с удивлением не поприветствовать присуждение второй по значению награды фестиваля финской “Вечной мерзлоте” (Paha Maa) режиссера Аку Лоухимиеса, картине мрачной, радикальной, наполненной идеями, действительно ставшей крупной удачей конкурса.

Лучшим режиссером жюри под руководством кинодраматурга Валентина Черных назвало Томаса Винтерберга, автора (или скорее соавтора) “Дорогой Венди” (Dear Wandy). Решение вполне можно назвать справедливым, если считать режиссерской удачей попытку сломать формальные рамки исходного сценария (написанного великим формалистом фон Триером).

Другие призы тоже не стали большой сенсацией – в списках значатся как минимум две картины, весь фестиваль числившиеся в фаворитах. Российская критика вручила свою награду фильму чешского режиссера Петра Зеленки “Хроники обыкновенного безумия”, комедии с безнадежным концом, экранизации собственной пьесы режиссера (имеющей к драматургии все-таки большее отношение, чем к кинематографу). Приз ФИПРЕССИ (международной кинопрессы) получил еще один удачный фильм из Скандинавии – “Гитара-монголоид” Рубена Остлунда.

Приз за лучшую женскую роль достался болгарской актрисе Веселе Казаковой, сыгравшей в картине о невозможной любви болгарина и турчанки (“Украденные глаза”). За лучшую мужскую роль отмечен Хамид Фаранеджад (иранская картина “Левой, левой, левой”). Приз зрительских симпатий был вручен типичному представителю американского арт-хауса – “Чамскрабберу” Арье Позина, впервые показанному зимой на фестивале в Сандансе.