Профессионал и его любители


Если принять во внимание, что ипостась дирижера, в которой итальянский маэстро предстал перед зрителями, вроде бы не относится к числу наиболее значимых сторон его творческой натуры, то сам факт аншлага способен удивить. С другой стороны, все понятно: российской публике наконец-то представилась возможность отдать дань многолетней любви творцу мелодий “Профессионала”, “Хорошего, плохого, злого” и “Однажды в Америке”.

В общем, клянчить лишний билетик у входа в Кремль было в этот день совершенно бесполезно, а богатый ассортимент альбомов “Моцарта киномузыки” – сборников и отдельных саундтреков – разлетался в киосках Кремлевского дворца как горячие пирожки. Причем по ценам вдвое, а то и втрое превышавшим стандартную стоимость тех же дисков где-нибудь на Горбушке.

Под стать было и воодушевление в зале. Взрывы аплодисментов, похоже, всерьез растрогали и поразили видавшего виды 76-летнего композитора, один только перечень наград которого занял целую страницу в буклете (кстати сказать, сделанном на редкость неряшливо и с массой опечаток). Восторг публики выражался не только по окончании каждой из композиций, но и при звуках первых тактов самых известных мелодий, что придавало этому филармоническому вечеру специфический поп-оттенок. Впрочем, это, кажется, даже не слишком сбивало с ритма участников Государственного оркестра радио и телевидения России и Академического большого хора (усиленного также Камерным хором телерадиоцентра): подбадриваемые залом две сотни человек на сцене сумели пережить, судя по всему, подобие коллективного экстаза.

Сходное чувство испытал, вероятно, каждый из присутствовавших по обе стороны рампы. Не так уж важно, что Эннио Морриконе, как и предполагалось, оказался автором не более чем 4–5 действительно великих oпусов, а в остальном – просто крепким профессионалом, неутомимым поставщиком качественной “прикладной” музыки. Классик, надо полагать, осознал, что вряд ли в какой иной стране он сегодня так же любим и востребован. А те из зрителей, кто не привык ходить в консерваторию, обнаружили, что и симфонические концерты могут искренне радовать душу – в тех случаях, если в них звучат до слез знакомые мелодии. Вот только особо ожидаемая (судя по случайно услышанным разговорам в антракте) тема из “Крестного отца” так в этот вечер и не прозвучала. А ведь могла же – чего там! – хоть и принадлежит она перу совсем другого композитора, так ведь тоже итальянца.