Россия и Украина: С чистого листа


Когда в марте я выступил с тезисами новой политики реальных дел в отношениях с Украиной, то был тут же подвергнут обструкции. Чего только не довелось мне услышать в свой адрес за последние месяцы – от “адвоката бандеровцев” до “изменника Родины”, торгующего ее интересами ради каких-то там принадлежащих мне по ту сторону границы деревенек (хотя, учитывая специфику, правильнее было б вести речь о хуторках).

Все эти проклятия неслись из уст тех, кто за несколько лет вытоптал российско-украинскую поляну до состояния пустыни Сахары. Осваивая немалые бюджетные средства, “политработники” умудрились поставить отношения двух братских народов на грань “холодной войны”. По сути, именно так стоял вопрос еще в январе, когда раздавались призывы не признавать новую украинскую власть и спровоцировать отделение Юга и Востока Украины от Киева. Реализация этого сценария, который многим у нас казался не только возможным, но и желанным, привела бы к затяжному гражданскому конфликту с огромными жертвами как для Украины, так и для России.

По счастью, наш президент в ходе своего блиц-вояжа в Киев 19 марта фактически перевернул не самую светлую страницу истории наших отношений и предложил писать ее с чистого листа, набросав первые контуры будущего здания. Его подход, который можно было бы охарактеризовать как национальный прагматизм, нашел понимание у новых лидеров Украины, но не встретил особого сочувствия у нашей элиты. Я оказался чуть ли не единственным, кто выступил в его поддержку и предложил идеи и проекты, которые могли бы наполнить новую повестку дня российско-украинских отношений содержанием. По прошествии трех месяцев можно оглянуться назад и подвести некоторые промежуточные итоги.

К сожалению, надо признать, что строительство нового российско-украинского дома сегодня находится все на том же месте, а по некоторым вопросам оказалось отброшено на предпроектную стадию. И вина здесь лежит на наших украинских партнерах, которые доверили самые ответственные работы натуральным шабашникам. Взять хотя бы вопросы экономического сотрудничества и взаимных инвестиций. Уж сколько раз твердили миру, что в таких вопросах самый ценный актив, имеющийся у правительства, – это доверие со стороны внешних инвесторов. По большому счету их мало волнуют отношения власти со своим, национальным капиталом. Совсем другое дело – отношение к ним самим.

Я вполне допускаю, что у новых властей Украины могут быть поводы для недовольства тем, каким образом проводилась приватизация в прошлом. Они вправе менять правила игры – могут, например, провести национализацию своих предприятий и начать строить коммунизм. Это их внутреннее дело, но оно перестает быть таковым, когда затрагиваются интересы иностранных инвесторов. Если вы хотите, чтобы к вам пришел иностранный капитал, ему надо обеспечить условия, главное из которых – незыблемость принятых ранее решений. Какой смысл вкладывать в страну, где нынешнее правительство отбирает то, что было сделано при предыдущем? Ведь нет никакой гарантии, что его сменщики не поступят таким же образом.

Между тем сейчас иностранные инвесторы на Украине сталкиваются с чистой воды махновщиной. Вместе с банальным “наездом”, подразумевающим банальный же “откат”, предпринимаются попытки “на полном серьезе” отобрать все нажитое. Просто смех и слезы! Смех, потому что непонятно, что они, отобрав, будут с этим добром делать: большинство активов предполагают дальнейшие инвестиции, а чтобы потом продать, надо еще поискать такого дурака. К тому же и отобрать-то толком не получится: международная правовая система, в которую включена Украина, обеспечивает надежную защиту инвестиций. А слезы оттого, что “батьки” с трезубцами на прокурорских погонах – от корысти или по недоумию – рубят на корню реальные ростки российско-украинского экономического сотрудничества.

Немало вопросов вызывают действия новых украинских властей в гуманитарной сфере. Я сознательно отделяю ее от политической, ибо нам все время пытаются выдать чистку госаппарата от активистов прежних правящих партий за “гонения на русскоязычных и православие”. Нам не должно быть никакого дела до того, какой на Украине политический режим и насколько комфортно чувствует себя ее бывший президент Кучма, – это все внутреннее дело Украины. Но есть фундаментальный вопрос, который нас касается, – положение русского языка, русской культуры и православной церкви на Украине. К сожалению, в этой сфере у новой украинской власти слова тоже расходятся с делами. Какая-то непонятная свистопляска вокруг Театра русской драмы им. Леси Украинки в Киеве, абсурдные распоряжения о переводе делопроизводства на украинский язык в Крыму, попытки убрать русскую речь из эфира – все эти действия отравляют атмосферу российско-украинских отношений.

Из всего вышесказанного мои оппоненты делают вывод, что я изменил позицию, прозрел, убедился в их правоте. Ничего подобного! Во-первых, моя программа была пожеланием, высказанным в определенное время. А во-вторых, окно возможностей все еще открыто. Однако приметы кризиса налицо, и необходимо предпринимать экстренные меры. В противном случае через какое-то время мы будем лишь ностальгически перелистывать русско-украинский семейный альбом и вздыхать о том, как все у нас могло бы быть прекрасно.

Российская сторона за прошедшие месяцы сделала очень многое для того, чтобы пройти свою часть пути, и мяч давно уже мечется по украинской части поля. Тренерский состав “жовто-блакитной” сборной, видимо, настолько занят рассаживанием на скамейке, что потерял всякую связь с игроками, которые упоенно лупят по своим воротам. Поэтому ключевой вопрос сегодня заключается в том, сможет ли исполнительная власть Украины обуздать Гуляй-поле и отогнать атаманов от рычагов управления – как в экономике, так и в гуманитарной сфере.

Что же касается России, то она должна жестко отстаивать свои интересы. Только делать это надо без истерики и попыток устроить кухонную разборку с соседями по вчерашней коммуналке. Причем на первом плане должно стоять именно обеспечение экономических интересов, потому что успешная работа российского капитала на Украине позволит саккумулировать для поддержки русского образования и культуры финансовые ресурсы. Формой реализации этих интересов России на межгосударственном уровне может стать создание при комиссии Путин – Ющенко координационных органов – совета по инвестициям и совета по гуманитарным вопросам, в которые могли бы быть включены представители делового сообщества и культурной элиты наших стран.

А вот что нам необходимо сделать точно, причем немедленно, так это исключить попытки в очередной раз втянуть Россию во внутриполитическую борьбу на предстоящих в марте будущего года выборах в Верховную раду. Некоторые наши граждане, успевшие погреть руки на прошлогоднем президентском марафоне, в последнее время начинают опять раскручивать российскую власть на предмет очередной “беспроигрышной” ставки. Давайте на этот раз как-нибудь обойдем стороной уже знакомые нам грабли и оставим это поле Борису Березовскому, который как раз пустил там первую борозду. Пусть себе попробует.