“За всем надо следить”


В субботу Путин принимал руководителей американских компаний, а в воскресенье – капитанов немецкого бизнеса (см. врезку).

На встречу с американцами Путин опоздал всего на 5 минут. “Ситуация в стране стабильна и политически, и экономически, – заверил президент. – В последние пять лет мы обеспечиваем устойчивый рост экономики приблизительно в 7% ежегодно”. До американцев смысл сказанного дошел не сразу – переводчица сказала “5%”. “Seven”, – поправил Путин. Гости захохотали. “За всем надо следить”, – скромно улыбнулся президент.

Россия взяла курс на диверсификацию экономики и поиск “инновационных источников роста”, доложил Путин. Он пообещал собеседникам укреплять судебную систему, защищать права собственности и обозначить “четкие правила” инвестиций в те секторы экономики, которые по “соображениям национальной безопасности” иностранцы не могут контролировать.

“Больше всего их беспокоят наша судебная система и защита [прав] собственников”, – рассказал журналистам присутствовавший на встрече министр экономического развития Герман Греф. Волнует инвесторов, по его словам, и то, в какие секторы будет ограничен доступ иностранного капитала. Тему “ЮКОСа” американцы тактично обошли. “Мы не обсуждали “ЮКОС”, – признался председатель правления Citigroup Сэнфорд Уэйлл, организовавший встречу земляков с Путиным. – Надеюсь, долговые проблемы компании будут решены”.

Американцы не упустили случай поделиться с Путиным своими проблемами. Дэвид из United Technologies сказал, что ограничения на участие иностранных инвесторов в капитале авиазаводов не позволяют его корпорации осуществить масштабные вложения в этот сектор, рассказал Греф. А Фарачи из International Paper, по словам министра, жаловался на трудности с получением прав на использование лесного фонда.

Медиамагнат Руперт Мэрдок поинтересовался у Путина, не собирается ли государство приватизировать крупные телеканалы. По словам Грефа, Путин ответил, что холдинг ВГТРК и телеканал “Россия” останутся в госсобственности, а вот у РАО ЕЭС и “Газпрома”, владеющих Ren TV и НТВ, возможно, есть планы от этих активов избавиться.

На прощание один из американцев подарил Путину огромный перстень, который тот теребил в руках, позируя перед телекамерами. Впрочем, носить его Путин не собирается, уверяет кремлевский чиновник. “Подарок драгоценный и поэтому будет передан в Гохран”, – говорит он.

На встрече с немцами Путин не стал делать акцент на макроэкономические успехи. Путин вспомнил о договоренностях “Газпрома” и BASF о строительстве Северо-Европейского газопровода и добавил, что к проекту может присоединиться Ruhrgaz.

Поделиться впечатлениями от разговора с Путиным было доверено председателю Восточного сектора немецкой экономики Клаусу Мангольду, который не стал вдаваться в подробности. Когда корреспондент “Ведомостей” поинтересовался, обсуждалась ли сорвавшаяся сделка по приобретению Siemens “Силовых машин”, Лампрехт из Siemens, отмахиваясь, попятился назад. “Я не согласен с вами, – пришел ему на выручку Мангольд. – Этот проект жизнеспособен. Но надо двигаться поэтапно”. Позже Греф рассказал, что сделка на встрече действительно обсуждалась. “Со стороны России нет препятствий, чтобы сделка состоялась, – сказал министр, – но без приобретения [Siemens] контрольного пакета”.