Финны будут продавать русские журналы


В начале года Sanoma Magazines, подразделение финской группы SanomaWSOY, купила одно из крупнейших российских издательств – “Индепендент Медиа”. Вчера другое подразделение этой группы – Rautakirja заявило о покупке у “Индепендент Медиа” распространительской компании “Прессэкспо”. Сумму сделки стороны не называют. Председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр Оськин оценивает рыночную стоимость “Прессэкспо” в $500 000 – $1 млн. При этом он уточнил, что финны приобретали входной билет на рынок, поэтому сумма сделки могла быть несколько выше.

Гендиректор “Индепендент Медиа” Дерк Сауэр называет продажу “Прессэкспо” логичной, так как после продажи непрофильного бизнеса компания сохранит для себя место на полках супермаркетов. Коммерческий директор ИД “Коммерсантъ” Павел Филенков согласен, что издатели занимаются распространением только по необходимости, “потому что эта сфера пока еще отстает [от издательского бизнеса]”. Если бы у нас была возможность, мы бы тоже закрыли нашу контору по распространению, говорит он.

Через пять лет, по словам президента Rautakirja Еркки Ярвинена, компания рассчитывает стать “лидером по распространению прессы в России”. Представитель Rautakirja Прийт Ваккум добавляет, что это будет сложно – в отличие от Финляндии, где Rautakirja контролирует около 90% рынка распространения прессы, российский рынок мало структурирован. По словам Ваккума, финская компания собирается выходить во все сегменты. Он не исключает, что для этого придется не только делать новые приобретения, но и развивать собственную региональную сеть.

Эксперты отмечают, что Rautakirja будет сложно осуществить свои амбициозные планы. Президент СИРПП Ольга Никулина говорит, что продажа прессы в супермаркетах и на заправках является наиболее доходным сегментом, а остальные существенно отстают. Самым сложным для развития она называет киоски. Чтобы освоить его, финнам придется покупать больших операторов, иначе угнаться за “Роспечатью” будет сложно.

“Сети киосков сейчас можно купить, ведь многие из них скорее выживают и будут только рады новому инвестору. Но у этого бизнеса низкая рентабельность”, – говорит гендиректор московской сети “Метрополитеновец” Михаил Литвинов.