Купили на двоих


Группа компаний “Ренова” и крупнейшие акционеры “Евразхолдинга” договорились о приобретении в равных долях около 74% акций Никопольского завода ферросплавов. Сделка будет завершена в течение двух месяцев. Об этом “Ведомостям” рассказали представители “Реновы” и “Евразхолдинга”. По их словам, для управления проектом стороны создадут СП, в котором будут владеть равными долями. Заводы “Реновы” и “Евразхолдинга” не являются ни поставщиками Никопольского завода, ни его потребителями. Представители обеих компаний говорят, что покупают завод просто потому, что продажа ферросплавов (сырья для производства высококачественной стали) – прибыльный бизнес.

Представитель “Интерпайпа” подтвердил “Ведомостям”, что договоренности с “Реновой” и “Евразом” есть и сделка будет закрыта, как только будут перечислены деньги за акции. Сумму продавцы и покупатели не разглашают. Источник, знакомый с ходом переговоров, рассказал “Ведомостям”, что ее размер – около $380 млн.

У главных владельцев “Реновы” и “Евразхолдинга” Виктора Вексельберга и Александра Абрамова прежде не было совместных проектов. Основной бизнес Вексельберга – производство алюминия и нефти, Абрамова – выпуск стали и угля. Но зато у каждого за плечами большой опыт работы с партнерами – Абрамов долгое время работал вместе с Искандером Махмудовым, Вексельберг – с Леонардом Блаватником (Access Industries) и “Альфа-групп”.

Магнатам было вполне по силам купить Никопольский завод по одиночке: Forbes оценил личное состояние Вексельберга в $3,3 млрд, Абрамову принадлежит более 59% акций “Евразхолдинга”, капитализация которого вчера составляла $4,5 млрд. Источник “Ведомостей”, близкий к переговорам о продаже завода, рассказывает, что желание купить его было и у Вексельберга, и у Абрамова, а объединиться они решили, чтобы не переплачивать. Аналитик “Траста” Михаил Галкин допускает, что компании хотели поделить политические риски. “Хотя $380 млн – не самая значительная инвестиция для “Реновы” и “Евразхолдинга”, даже если у них отберут завод, жертва не будет велика”, – говорит аналитик. О судебных тяжбах за права на Никопольский завод ничего не известно.

В отличие от “Русала” и Национальной резервной корпорации, у компаний Абрамова и Вексельберга на Украине пока не было серьезных проблем. “Ренова” владеет Запорожским алюминиевым комбинатом. Власти страны лояльны к Вексельбергу – в апреле ЗАлКу было отказали в льготах на электроэнергию, а затем снова снизили тариф. “Евразхолдинг“ пока не обзавелся активами на Украине, но является одним из главных претендентов на покупку “Криворожстали”, в случае если предприятие будет выставлено на повторную продажу. Источник, близкий к покупателям, допускает, что они готовы скупать сообща и другие украинские активы.

Если Вексельберг и Абрамов не боятся украинских рисков, то Пинчук, наоборот, вынужден распродавать свои предприятия, общую стоимость которых Forbes оценивал в $1,3 млрд. Эту промышленную империю Пинчук построил именно тогда, когда страной правил его тесть Леонид Кучма. Новая власть Украины решила проверить законность покупок. Уже давно тянется судебный процесс по возврату в госсобственность акций “Криворожстали”. В начале июня апелляционная инстанция Киевского хозяйственного суда признала приватизацию комбината незаконной, 16 июня акции вернулись в госсобственность. Премьер Юлия Тимошенко уже заявила, что до конца года этот пакет будет повторно продан. “Никопольский завод – только первая ласточка, вслед за этим начнется распродажа и других активов [Пинчука], – рассказывает источник “Ведомостей”, знакомый с ситуацией в “Интерпайпе”. – Если он не успеет их продать, то рискует их потерять. Ведь новые власти наверняка захотят на свой лад перекроить все хозяйство зятя Кучмы”.

Пресс-секретарь премьер-министра Украины Юлии Тимошенко Виталий Чепинога от комментариев воздержался, сославшись на то, что не может связаться с премьером.