Мэрам оставят налоги


С нового года взаимоотношения между региональными властями и муниципалитетами сильно изменятся – вступит в силу закон об общих принципах организации местного самоуправления. Группа из 15 депутатов-“единороссов” внесла в Госдуму поправки к этому закону, которые радикально изменят и финансовые отношения между губернаторами и мэрами. Предполагается, что все изменения начнут действовать одновременно – с 1 января 2006 г.

Вместо финансовой помощи, которая сейчас по специальной формуле распределяется между муниципальными образованиями, муниципалитеты смогут рассчитывать на определенную долю собранных на их территории налогов, следует из поправок. Реформа коснется лишь той части налоговых доходов, которая сейчас остается в консолидированном бюджете региона. Налоговые “доли” должны быть закреплены конкретно за каждым городом или поселком. Депутаты предлагают не менять их до 2011 г. Так, если муниципалитет ежегодно получает 1 млн руб. финансовой помощи, эту сумму можно компенсировать, отдав ему 0,5% ставки налога на прибыль, собранного на этой территории, 10% подоходного налога и т. д., поясняет один из авторов поправок, зампред бюджетного комитета Госдумы Виталий Шуба. Муниципалитет, по его мнению, должен самостоятельно договориться с региональными чиновниками о том, сколько и каких налогов будет идти в его доход. “Благодаря этому у местных администраций появится заинтересованность в развитии своей налоговой базы”, – полагает депутат. Ведь сбор налогов в отличие от дотаций из бюджета “можно наращивать за счет собственных усилий”, соглашается эксперт Центра фискальной политики Александр Дерюгин.

Изменение будет выгодно “в первую очередь активным городам, таким, как мы”, радуется вице-мэр г. Королева по экономике и финансам Елена Логвиненко. По ее словам, если поправки будут приняты, “появится смысл больше работать”. Нравится новый подход и губернатору Самарской области Константину Титову. Сейчас губернатор с помощью субсидий, субвенций и кредитов “может влиять” на местных руководителей, признает он, действует “чиновничий принцип: хочу – дам, хочу – нет”. “А предлагаемый норматив утверждается федеральным законом – и, будь добр, исполняй”, – говорит Титов.

Но депутаты одновременно предлагают и поправку, которая сведет всю заинтересованность муниципалитетов на нет, замечает мэр одного из подмосковных городов. По закону если доходы какого-то муниципалитета в расчете на одного жителя превышают средний в его регионе доход больше чем вдвое, успешный мэр должен отдать половину “излишков” для перераспределения между бедными соседями. Депутаты хотят снизить этот порог с 2 до 1,3. “А значит, достаточно собрать всего на 30% [доходов] больше среднего, чтобы пришлось делиться, – объясняет подмосковный градоначальник. – То есть чем больше мы соберем, тем больше отдадим”. По его мнению, под новый критерий подпадает большинство развитых городов.

Зато у регионов будет “гораздо больше возможностей для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципалитетов”, замечает Дерюгин. Дело в том, что “изъятые” у муниципалитетов-доноров деньги региональные чиновники смогут потратить по закону только на финансовую помощь более бедным территориям, объясняет эксперт. По расчетам Дерюгина, донорами смогут стать не более 10% российских городов и поселков. Например, в Ставропольском крае из 290 муниципалитетов лишь у 27 доходы превышают средние на треть и больше. “Бедные муниципалитеты не виноваты, что не имеют крупной промышленности”, – поддерживает предложения депутатов губернатор Нижегородской области Геннадий Ходырев. На территории его региона уровень развития муниципальных образований отличается “значительно”.

В Минфине от комментариев отказались. В неофициальной беседе чиновник ведомства признался, что эти поправки на самом деле написаны в Минфине и согласованы с правительством. Сегодня депутатский законопроект рассмотрит Совет Думы.