Светлый отпечаток


Еще два года назад казалось, что из работ, присланных на “Серебряную камеру”, собрать полноценную выставку невозможно. А вот получилось. Конкурс устроен самым демократическим образом, принести или прислать на него работы может каждый, но узок круг хорошо снимающих Москву, и, кроме 5–6 известных фотографов, мало кто показывал что-то безусловно свежее. Фотографии этих известных сразу и безошибочно угадывались среди массы мастеровитых кадров, несмотря на то что работы выставляются на “Серебряной камере” анонимно. Награды доставались из года в год одним и тем же – то Владимиру Мишукову, то Игорю Мухину, и жюри дружно корили за предвзятость, хотя каждый раз один из трех призов в 5000 у. е. от правительства Москвы или какой-нибудь дорогой спонсорский подарок вручался еще никому не известному фотографу.

Особенно плохо было с номинацией “Архитектура”, где собирались видовые красивости, лучше – с “Повседневностью” и “Лицами”. В этом году все случилось иначе – и выставка оказалась отличной, и привычный расклад нарушился. Архитектурных фотографий оказалось много, и были среди них снятые с новой зоркостью. Безусловный лидер – ностальгическая серия “Игра в 70-е”. Архитектура брежневского модернизма, как постепенно стало ясно, и есть суть Москвы, основная среда обитания ее жителей. В “Игре в 70-е” фотографии рядов многоэтажек и парадные здания поздней советской эпохи выглядят как легкий карандашный рисунок на выбеленном фоне, как фантом, а не проза жизни. Так не видно физической неопрятности зданий, а только привычная геометрия их линий. В этой среде за Садовым кольцом, которая раньше числилась убогой, родилось и выросло новое поколение. Коренные москвичи теперь живут в Беляево и Кузьминках, это их родные, а потому любимые места. А Арбат стал родиной казино, бутиков и банков.

В номинации “Повседневность” – в основном репортажи на привычные темы. Демонстрации и митинги, где камеру притягивают ряженые нацболы и воинственные тетки-коммунистки. Многократно отработанные столкновения в кадре роскоши рекламных плакатов с убогостью городской реальности. Опасные уличные игры юнцов. Но есть и новые сюжеты: дети, пожилые, больные. Можно посчитать это влиянием западной моды на политкорректность, но, может быть, дело в том, что больше половины конкурсантов моложе 30 лет. Это достаточно свободные и благополучные люди, чтобы испытывать интерес и сочувствие к детям из интерната для слабовидящих, к сидящей на тротуаре многодетной патриархальной семье, приехавшей в Москву не только из восточной страны – бывшей союзной республики, но, кажется, еще и из другого века, к сидельцам СИЗО, милиционерам, пожарным, хлебопекам, работницам колбасной фабрики имени Микояна, продавщицам вещевого рынка. Это поколение не скрывает своего отношения к озверевшим в раже тренировок спецназовцам (блистательно выразительная серия “Профессия: солдат”) или к опухшим лицом и белым телом рокерам на пивном фестивале. Впрочем, может быть, эти снимки сняты и немолодыми людьми, просто свободными от фотографических штампов. В разделе снимков, сделанных известными профессиональными фотографами новой любительской камерой Sony, Москва выглядит особенно просветленной.

В номинации “Лица” впервые показывают фотографии спящих детей, которые раньше считались невозможными на серьезной выставке, неприлично сладкими. Автор серии “Тихий час в детском саду” с умилением снимает пухлые ручки и нежные щечки на подушках и слегка подкрашивает снимки розовым, словно признаваясь, что понимает кичевую природу сюжета, но отказывать себе в счастье снимать маленьких ангелов не хочет. И смотреть на этих детей гораздо интереснее, чем на знакомые, как портреты членов Политбюро советскому гражданину, значительные лица первых голливудских кинозвезд – почетных гостей Московского кинофестиваля. Или наших больших артистов, десятки лет демонстрирующих собственную надмирность.

Искусство на фотографической выставке всегда борется с жизнью. То жизни на снимках больше, то искусства фотографии, стиля, приема. На “Серебряной камере – 2004”, похоже, не количественное, но качественное преимущество осталось за жизнью. Что можно даже посчитать тенденцией, свежим веянием, новой волной.

Выставка открыта до 20 июля.