“Транснефть” опаздывает


“Транснефть” не успеет провести годовое собрание акционеров вовремя, рассказали “Ведомостям” несколько источников в совете директоров монополии. Вице-президент компании Сергей Григорьев подтвердил, что дата собрания до сих пор не назначена. Он объясняет это отсутствием директивы правительства по размеру дивидендов, из-за чего объявленный 23 мая перерыв в заседании совета директоров продолжается до сих пор.

В этом году “Транснефть” предложила снизить выплаты акционерам до 750 млн руб., из них государству предназначалось 250 млн руб., или в 10 раз меньше прошлогоднего. Компания хотела направить прибыль на расширение Балтийской трубопроводной системы, подготовку Восточного и Северного маршрутов. Минэкономразвития согласилось с компанией, но Росимущество настаивает, чтобы дивиденды были не ниже прошлогодних. В Белом доме предложили ведомствам договориться и внести согласованный проект директивы. Но вчера чиновники заявили “Ведомостям”, что своего мнения не изменили.

В Росимуществе еще надеются успеть соблюсти все формальности. Чиновник ведомства ссылается на норму закона об акционерных обществах, позволяющую единственному голосующему акционеру единолично принимать решение по вопросам собрания и письменно оформить его.

Но устав “Транснефти” запрещает решать вопросы годового собрания заочно и требует оповестить всех акционеров за 20 дней до назначенной даты. Эта норма устава “Транснефти” является обязательной и без нарушений госкомпания уже не уложится в срок, поясняет управляющий партнер юрфирмы A.S.T. Legal Анатолий Юшин.

Так что через три дня у владельцев “префов” монополии появится повод судиться с ней, полагает Юшин, если она не утвердит дивиденды вовремя. Тогда они, возможно, смогут отсудить и право голосовать на собрании, добавляет юрист. “Если появится возможность получить голосующие акции вместо привилегированных, мы этим обязательно воспользуемся”, – обещает Дмитрий Джавала, директор департамента управления активами инвестфонда East Capital, владеющего пакетом привилегированных акций “Транснефти”.

Кроме того, отмечает Юшин, с 1 июля совет директоров “Транснефти” не сможет принимать никаких решений, кроме созыва собрания акционеров, а значит, компания не сможет утвердить ни одной крупной сделки, в том числе привлечь займы.

Неопределенность с собранием может повредить компании накануне больших заимствований, разделяет эти опасения чиновник Минпромэнерго. Менеджеры “Транснефти” не раз заявляли о переговорах с банками о займах на первую очередь Восточного нефтепровода, которая оценивается в $6,5 млрд. “Транснефть” может договориться о займе, а одобрять его будет некому”, – опасается чиновник. Григорьев надеется, что чиновники не будут тянуть с решением.

Непредсказуемость действий правительства – основной риск “Транснефти”, считает аналитик S&P Елена Ананькина. По шкале S&P рейтинг “Транснефти” на уровне суверенного, а Moody’s и вовсе считает компанию самым надежным заемщиком страны, а ее рейтинг на две ступени выше, чем у России. Она соглашается, что у компании могут подвиснуть сделки, а также возникнуть претензии от владельцев “префов”. Но главным она называет репутационный риск.

В прошлом году чиновники уже сыграли злую шутку с собранием акционеров “Транснефти”. На годовом собрании в июне были объявлены результаты, но позднее выяснилось, что директивы правительства на тот момент не было. Протокол собрания был подписан в августе, и некоторые решения поменялись. Правда, тогда никаких последствий для “Транснефти” это не имело. И на этот раз компании нечего опасаться, считают два члена совета директоров “Транснефти”.