ДВИГАТЕЛИ РОСТА: От сырья к инновациям


В России начинается существенное замедление экономического роста – при внутриполитической стабильности и невероятно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре. Минэкономразвития при этом прогнозирует снижение темпов роста ВВП как в текущем году, так и на среднесрочную перспективу – до 2008 г. По уточненному прогнозу, рост ВВП на 2005 г. снижен с 6,5% до 5,8%, на 2006 г. – с 5,9–6,1% до 5,6%, на 2007 г. – с 6,2% до 5,8%, на 2008 г. – с 6,2% до 6%.

Почему же так происходит? Экономика растет за счет увеличения рыночного спроса на конкретные товары или сырье. Что касается экспорта сырья, то здесь у России из-за благоприятной конъюнктуры рынка еще несколько лет все будет хорошо. А вот с конкурентоспособностью наших товаров как на внутреннем, так и на мировом рынке дела обстоят неважно. Без решения этой проблемы ни бурного экономического роста, ни реального улучшения жизни большинства населения не добьешься.

У России должна быть сформирована хотя бы среднесрочная стратегическая конкурентная политика с понятными приоритетами. Сегодня необходимо рассматривать те секторы экономики, которые способны давать ежегодный прирост в 10%. Современной экономике как никогда необходима инновационная политика, которая, способна нарушить инерционный баланс интересов в распределении ресурсов и правил их использования в пользу “преференциальных игроков”. Сегодня это инновационные проекты, которые обеспечивают массовое появление новых идей, развитие малого бизнеса с созданием огромного количества рабочих мест, ускоренное расширение таких малых форм до средних масштабов. Для этого необходима развитая и эффективная сеть технопарков, промышленных парков и кластеров.

В настоящее время в России только около 6% промышленных предприятий можно охарактеризовать как инновационно-активные. Для сравнения: в США их около 30%. Что касается ФРГ, там правительством вообще поставлена стратегическая задача, чтобы не менее 30% торгового оборота непродовольственных товаров обеспечивать за счет сбыта инновационной продукции, разрабатываемой и поставляемой на германский рынок в кратчайшие сроки. Подсчитано, что при современной плотности конкуренции на рынке ЕС увеличение сроков разработки инноваций на 25% уменьшает прибыль на 60%.

Создание промышленных парков и кластеров позволило развитым странам мобилизовать новый ресурс – сетевой организации территорий. Данный ресурс становится базой конкурентоспособности в глобальной экономике. По данным центра стратегических разработок “Северо-Запад”, национальная конкурентоспособность в США во многом обеспечивается 24 группами кластеров (318 территориальных кластеров), в Италии – 200 промышленными округами, в Дании – 29 ведущими кластерами.

Положительные сдвиги в этом направлении в России уже происходят. В Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2005–2008 гг.) среди приоритетов выделено “содействие формированию и развитию региональных и экономических кластеров”. Президент Путин лично поддержал идею создания технопарков, Минэкономразвития и правительство работают над созданием бизнес-инкубаторов, индустриальных парков, венчурных фондов и особых экономических зон. Однако пока это лишь первое приближение. Да и до конца проработанными эти документы назвать сложно. Так, к примеру, во внесенном правительством в Госдуму РФ и уже принятом в первом чтении законе “Об особых экономических зонах” до сих пор нет перечня стратегически значимых секторов экономики, для которых и будут созданы эти зоны, а также нет понимания, кто и как будет оценивать эффективность их работы.

Безусловно, в России существуют серьезные ограничения кластерной политики, так как в результате советской политики размещения производительных сил в стране не существует практически ни одного конкурентоспособного кластера. Примерно четверть всех субъектов РФ имеют монопрофильную экономику, где основным донором бюджетов являются крупные корпорации.

Тем не менее в ускорении развития инновационной инфраструктуры одинаково заинтересованы и государственная власть, и частный бизнес, и научное сообщество, и рядовое население. Однако каждая из заинтересованных сторон должна пройти свою часть пути.

Зарубежный промышленный бизнес уже проявляет заинтересованность в коллективной деятельности федеральных и региональных властей, научных организаций по организации и финансированию промпарков, технопарков, бизнес-инкубаторов на территории РФ. Это начинают делать и российские инвесторы, однако пока инициативы частного бизнеса по развитию инновационной инфраструктуры не мотивируются законодательно, действовать в этом направлении могут лишь немногие.

Пока государство на законодательном уровне и в практической политике не начнет переход от устаревшей сырьевой экономики к инновационной, Россия так и будет оставаться заложником мировых цен на энергоносители. Для решения этих вопросов бизнес-сообщество, которое задумывается, что будет со страной и с ним самим через 5 или 10 лет, готово выступить партнером государства. Но создается впечатление, что нас не слышат или не хотят слушать.