“Газпром” выбрал зачет


Весной с приходом в “Нафтогаз Украины” нового председателя правления Алексея Ивченко отношения этой компании с “Газпромом” накалились. “Нафтогаз” требует долю в доходах от транзита газа, которые сейчас “Газпром” делит с Raiffeisen. А правоохранительные органы Украины начали проверку “Нафтогаза” и его контрагентов – Eural TG и RosUkrEnergo, в совет директоров которого входят топ-менеджеры “Газпрома”. “Нафтогаз” добивается и денежной оплаты за транзит российского газа.

“Газпром”, в свою очередь, грозит повысить цены на газ для Украины до европейского уровня. Другим камнем преткновения между компаниями стали пропавшие в хранилищах Украины в конце прошлого года 7,8 млрд куб. м газа “Газпрома”. По данным монополии, “украинская сторона не удовлетворила ни одну из 40 заявок на отбор этого газа для его последующего экспорта”.

Теперь “Газпром” решил эту проблему “в одностороннем порядке”. Как следует из вчерашнего пресс-релиза монополии, она зачла 7,8 млрд куб. м как оплату за транзит по территории Украины. А предправления “Газпрома” Алексей Миллер поставил об этом Ивченко в известность на личной встрече в Москве. У украинской стороны это решение не вызвало восторга, но у них и нет выхода, говорит представитель “Газпрома” Сергей Куприянов. Он поясняет, что одностороннее решение “Газпрому” в этом случае позволяют принимать договоры между двумя компаниями.

Кроме того, говорит Куприянов, на встрече обсуждался и дефицит баланса газа Украины, который может возникнуть в 2005 г. Речь шла о 5–10 млрд куб. м газа, поясняет он. “Газпром” рассмотрит возможность поставок, но только по европейским ценам, приводятся в пресс-релизе словам Миллера.

Представители правительства и администрации президента Украины отказались обсуждать с “Ведомостями” демарш “Газпрома”. Но сам Ивченко в эфире НТВ вчера заявил, что с действиями “Газпрома” не согласен.

Любые односторонние действия свидетельствуют о низком уровне сотрудничества компаний, отмечает аналитик “Тройки Диалог“ Валерий Нестеров, и это может накалить и без того их непростые отношения. По его мнению, теперь стоит ждать ответных шагов Украины, например в проверках правоохранительных органов. Украина может и повысить цены на транзит газа для “Газпрома”, предполагает Нестеров. Но Вадим Клейнер из Hermitage Capital Management считает действия “Газпрома” правильными: компания должна получать оплату за свой газ, ведь, если считать по мировым ценам, речь идет о пропаже $1,25 млрд.