ЛИДЕРЫ БУДУЩЕГО: Обольщение 2050 годом


В последние два года умами экономистов и политологов разных стран мира завладела “концепция BRIC”. BRIC – это Бразилия, Россия, Индия и Китай, четыре крупнейшие по населению развивающиеся экономики мира, в которых в последние несколько лет наблюдались сравнительно высокие и устойчивые темпы экономического роста. Исследователи инвестбанка Goldman Sachs, которые и разработали концепцию, утверждают, что через 50 лет вышеперечисленные страны войдут в шестерку самых больших согласно объему суммарного ВВП стран мира. Причем в отличие от остальных Россия войдет и в число богатейших стран мира с точки зрения подушевого дохода, потеснив в этом списке Италию и Германию.

 На фоне пессимистических прогнозов, доминирующих среди отечественных экономистов, перспектива стать богаче Германии взбудоражила умы российской элиты. Мне уже несколько раз приходилось слышать, что BRIC – это единственный положительный сценарий для России. Прогнозы Goldman Sachs воспринимаются у нас как свидетельство того, что текущая политическая ситуация и экономическая политика не столь уж плохи, как принято считать, и они могут обеспечить такие темпы экономического роста, которые гарантируют России процветание в будущем.

Такое понимание прогнозов Goldman Sachs в корне ошибочно. На самом деле в этом исследовании нет никаких оценок современной российской экономической ситуации. Из всей информации о текущем состоянии нашей экономики и политики в расчетах банка используются только демографический прогноз, норма накопления и текущий уровень ВВП. Эти показатели вставляются в простейшую неоклассическую модель экономического роста. Такие модели предсказывают, что со временем происходит процесс сходимости стран по уровню их экономического развития. На практике это означает, что в будущем ВВП на душу населения, к примеру, Судана будет приблизительно таким же, как в США. Однако попытки оценить справедливость этих теорий с использованием фактических данных не подтверждают гипотезу о том, что процесс сходимости имеет место во всех странах мира. Хотя наиболее успешные из развивающихся стран, безусловно, движутся по этому пути.

В модели Goldman Sachs предполагается, что все страны BRIC войдут в группу стран, в которых идет процесс сходимости ВВП. Темп сходимости предполагается приблизительно равным тому, который наблюдался в экономиках сравнительно успешно развивающихся стран. Такие предположения позволяют рассчитывать, что во всех странах BRIC будет происходить экономический рост.

При этом конкретные параметры роста реального ВВП зависят от перечисленных выше данных о начальном состоянии экономики и параметрах накопления капитала и роста (в российском случае – снижения) рабочей силы. Рост номинального ВВП зависит также от параметров удорожания реального обменного курса. Во всех успешно развивавшихся в послевоенное время странах процесс удорожания реального обменного курса был неизменным спутником экономического роста. Исследователи Goldman Sachs предполагают, что и в странах BRIC будет наблюдаться подобная тенденция.

Если вдуматься в суть используемой Goldman Sachs методологии, то становится понятно, что полученные в результате ее использования данные никак не затрагивают проблему адекватности современной российской экономической политики задачам экономического роста и развития. Более того, в работе Goldman Sachs делается обратное заявление: если российская политическая ситуация и проводимая экономическая политика будут соответствовать задачам конвергенции (сходимости) по уровню ВВП с богатыми странами, то уже к 2050 г. она войдет в шестерку богатейших стран мира. К ситуации, когда экономическая политика или политическая ситуация неадекватны задачам экономического развития, модель Goldman Sachs в принципе не приложима. В базовой работе исследователей Goldman Sachs есть специальный раздел на эту тему.

Кстати, видимо именно поэтому исследователи Goldman Sachs говорят о BRIC, а не о BRINC, исключая из своего рассмотрения еще одну большую развивающуюся страну – Нигерию. Население Нигерии больше, чем население России, и поэтому, в принципе, согласно теории конвергенции ВВП она вполне может претендовать на место в списке наиболее экономически значимых стран мира. Но в последние 40 лет нигерийские власти были заняты исключительно борьбой за нефтяную ренту. Основным механизмом этой борьбы были государственные инвестиционные программы. В результате такой политики в стране не только не наблюдается экономического развития, но и, наоборот, зафиксировано небольшое по сравнению с 1965 г. снижение ВВП.

К сожалению, в последнее время фактически проводимая, а не декларируемая российская экономическая политика все больше начинает напоминать не наилучшие, а наихудшие образцы государственной политики такого рода. Это прежде всего относится к сфере взаимоотношений между бизнесом и властью, а также к государственному вмешательству в экономику в целом. Кроме того, негативные тенденции все в большей степени стали проявляться и в сфере государственных финансов. Это значит, что предположения исследователей Goldman Sachs о темпах сходимости российского ВВП к уровню развитых стран перестают соответствовать реальности. Из этого не следует, что мы не сможем перегнать Германию. Но из этого следует, что сроки того, когда произойдет это знаменательное событие, откладываются на неопределенное время.