Мода на качество


В этом году вариант концепции Алексея Гориболя можно интерпретировать так: “Композиторы всех стилей, объединяйтесь!” Участвовать в концерте Гориболь пригласил, с одной стороны, петербургских академистов Владимира Раннева и Романа Рудицу, с другой – композиторов, которых академическими назвать трудно. Алексей Айги – руководитель ансамбля “4’33’’”, написал музыку к “Стране глухих” Валерия Тодоровского. Игорь Вдовин работает в электронной музыке, диджей, известен саундтреком к “Богине” Ренаты Литвиновой. Андрей Самсонов в качестве саунд-продюсера сотрудничает с Земфирой и Ником Кейвом, автор киномузыки.

Звуковой регламент одинаков для всех – голос, фортепиано, струнные. Соревнование обещало стать захватывающим, однако из-за отменившегося сочинения Рудицы программа получила явный крен.

Fashion-концерт интересно не только слушать, но и смотреть. В лучших традициях поп-концертов на сцене установлен экран, на нем показывают исполнителей крупным планом. Но ведет он себя как-то несерьезно – вместо рук пианиста могут показать его ноги, а вместо солистов надолго зависает симпатичная девушка из вторых скрипок.

Владимир Раннев поручил экрану сводить в пространстве свою композицию “Мисольдомимисоль”. На экране публика видит черно-белую проекцию играющего свою партию за кулисами Гориболя. На сцене – струнный квинтет, маленький мальчик за роялем и сам композитор в роли его учителя. Одновременно звучат две разные музыки: два рояля разговаривают между собой в до мажоре, а струнные играют вовсе без тональности – тихое шуршание и тончайшие изменения тембров. Все вместе соединяется в элегантную полистилистику.

Две музыкальные идеи объединил и Алексей Айги. В сочинении “Le sapin pousse plus vite que le chene” (по-русски это звучит как “Ель растет быстрее дуба”) для фортепиано и струнных музыка в манере минимализма чередуется с музыкой в духе романтического фортепианного концерта. Но изначально полярные эстетики не противоречат, а проникают друг в друга.

О том, достигнута ли цель, заявленная в названии “модных концертов”, можно судить по количеству и качеству публики. Респектабельный зал Эрмитажного театра был заполнен – наполовину петербургским культурным истеблишментом, наполовину молодыми людьми весьма неформального вида. И тех и других привлекает оригинальная идея и гарантированно превосходное исполнение. Исполнительский состав говорит сам за себя. Солировать в “Трех колыбельных” для тенора, кларнета и фортепиано Андрея Самсонова Гориболь пригласил тенора Эндрю Гудвина, знакомого петербургской публике по нескольким первоклассным концертам. В энергичном “Ostinato” Игоря Вдовина роль дирижера поделили на двоих, как в доклассическом оркестре, первая скрипка (Владислав Песин) и пианист (Алексей Гориболь).

Высокий профессиональный уровень – это по умолчанию. Главное, что обеспечивает проекту динамику и потенциал, – исполнительский энтузиазм людей, которые знают, зачем выходят на сцену. В ансамбле One Orchestra, который совсем недавно собрал Владислав Песин, 11 музыкантов. Пятеро из них играют в ансамбле eNsemble и, соответственно, в другом проекте института “Про Арте” – состязаниях композиторов под названием “Пифийские игры”. Оба проекта – пример того, как разными способами можно продвигать новую музыку. Организаторы Fashion-концертов стремятся сделать ее модной. А нужно для этого всего лишь грамотно подать ее публике, т. е. сыграть так же качественно и не скучно, как это делают Алексей Гориболь и его партнеры.