Потерялись акционеры


Принадлежащие гибралтарской Group Menatep акции “ЮКОСа” уже полтора года находятся под арестом – их владельцы не могут распоряжаться этими бумагами. Как сообщала сама компания, этими акциями владеют два юридических лица – зарегистрированная на острове Мэн Yukos Universal Ltd. и кипрская компания Hulley Enterprises Ltd. (соответственно “дочка” и “внучка” Group Menatep). Причем Hulley Enterprises Ltd. является крупнейшим акционером “ЮКОСа” – ее пакет в разное время составлял от 57% до свыше 40% (на момент ареста) уставного капитала нефтяной компании.

Однако в материалах к годовому собранию акционеров “ЮКОСа”, прошедшему 23 июня, не нашлось ни одного владельца хотя бы 1% акций. А по поводу Hulley Enterprises Ltd. в списке аффилированных лиц сказано, что “ЮКОС” не располагает сведениями о принадлежащем этой компании количестве акций “ЮКОСа” на 31 декабря 2004 г.

Выяснить причину этого недоразумения у реестродержателя “ЮКОСа” – компании “М-Реестр” “Ведомостям” не удалось. Там заявили, что никакой информации об акциях “ЮКОСа” у них нет, и порекомендовали обратиться в саму компанию.

Представитель “ЮКОСа” Александр Шадрин затруднился пояснить, что произошло с Hulley Enterprises. Но он утверждает, что акции не меняли собственника и по-прежнему контролируются Group Menatep. Скорее всего отсутствие упоминания о Hulley Enterprises связано с “техническими причинами”, говорит Шадрин.

Но в банке корреспондента “Ведомостей” заверили, что эти акции владельцев не меняли. Сейчас, по информации банка, в депозитарии “Траста” остаются арестованными принадлежащие Hulley Enterprises 1 090 043 968 акций нефтяной компании (48,72% от нынешнего уставного капитала) и принадлежащие Yukos Universal еще 47 252 197 акций (2,11%). В банке затруднились объяснить, почему “ЮКОС” не смог предоставить эту информацию акционерам.

Начальник юридической службы инвестбанка “Траст” Андрей Дроздов сообщил, что выписки по счету депо могли запрашивать владельцы акций и реестродержатель “ЮКОСа”. Но, по его сведениям, к собранию акционеров “ЮКОСа” никто выписки не запрашивал – ни Hulley Enterprises и Yukos Universal, ни “М-Реестр”. “Скорее всего причина в том, что уполномоченные лица Hulley Enterprises и Yukos Universal, которые у нас фигурируют в карточке, либо арестованы, либо в бегах, – говорит Дроздов. – А новые не появились”.

“В компании просто стали меньше внимания уделять корпоративному управлению”, – полагает Лев Сныков из “Совлинк Секьюритиз”, – “ЮКОСу” имеет смысл снижать уровень прозрачности, чтобы обеспечить корпоративную безопасность”.

А вот управляющий директор юридической фирмы A.S.T Анатолий Юшин не исключает, что Hulley Enterprises ве-таки мог передать часть акций “ЮКОСа” другой структуре. По словам юриста, российский Минюст должен был уведомить об аресте акций “ЮКОСа” кипрские регистрирующие органы. “Если этого сделано не было, то офшор волен распоряжаться пакетом, как считает нужным, – говорит Юшин, – При этом, в реестре акционеров “ЮКОСа” никаких новых записей не появилось, и депозитарий тоже может об этом не знать”. Получить уточнения в Минюсте “Ведомостям” не удалось.

По словам сотрудника управления информации Генпрокуратуры, в этом ведомстве не обладают информацией об арестованных по его же иску акциями “ЮКОСа”.